18.12.2015

Лев Толстой как зеркало Дзиги Вертова

На телеканале «Культура» прошел премьерный показ фильма Галины Евтушенко «Лев Толстой и Дзига Вертов: двойной портрет в интерьере эпохи»

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

Фото: кадр из фильма

Сопоставление этих двух личностей может вызвать изумление: что общего между всемирно известным писателем-реалистом и кинодокументалистом-новатором, чье имя сейчас известно только узким специалистам и эстетам от кино? (Так, к самому известному фильму Вертова, «Человек с киноаппаратом», написал саундтрек Майкл Найман.) Тем более что они не встречались и не могли встречаться - в год смерти Толстого белостокскому пареньку Давиду Кауфману, будущему Дзиге Вертову, едва минуло 14 лет.

Но авторы часового фильма, Галина и Анна Евтушенко, так выстраивают повествование, что возникает явная параллель. Начиная от любопытных фактов: первый в России образец съемки скрытой камерой, рьяным поклонником которой стал Вертов, - это как раз съемка Толстого в Ясной Поляне (причем местом, где прятался оператор, стал дощатый садовый туалет), и заканчивая совпадениями мировоззренческими. Толстой был объявлен Священным Синодом «отпавшим от православия», то есть отлученным от церкви, потому что оказался бòльшим христианином, чем церковные власти тогдашней России, - и так же Вертов оказался фактически отлучен от профессии, потому что оказался бòльшим коммунистом, чем правящая верхушка СССР тридцатых.

А самое главное - между Дзигой Вертовым и Львом Толстым прослеживается параллель эстетическая: оба они не принимали «классическое» искусство, фикшн, где «Иванов изображает Петрова» (Толстой пришел к этом у радикальному взгляду под конец жизни, а Вертов прямо с него и начал), и оба были убеждены, что искусство возникает не при выписывании ярких персонажей и описании их перипетий, а только при их «сцеплении», - то есть монтаже, основе основ документального кино.

Излагаются эти авторские мысли «от имени» Александра Лемберга, оператора и фотокорреспондента, близкого друга Вертова, который долго жил в квартире Лембергов к Козихинском переулке в Москве.

Над сценарием работали известный историк кино Виктор Листов и Галина Евтушенко, а консультантами фильма стали Павел Басинский и Владислав Отрошенко.