25.02.2016
Кино и литература

Сценаристы, писатели, «Оскары»

Что дает больше шансов на успех — оригинальный сценарий или адаптация книги? 88-я церемония вручения наград американской киноакадемии не дает однозначного ответа

Текст: Анатолий Ющенко/filmz.ru, специально для портала ГодЛитературы.РФ

Фото: рекламная кампания «Оскара» 2016 года/www.kinopoisk.ru

Так получилось, что традиционная интрига: «кто получит позолоченного болванчика?» в 2016 году мало кого по-настоящему волнует. «Оскар» по-прежнему обездвижен обломками расистского скандала, обрушившегося на Академию. Инициатор скандала — Джада Пинкетт-Смит, актриса и жена Уилла Смита, которого, по версии супруги, белые цисгендерные мужчины из Академии незаслуженно обошли номинацией.

И вот - вместо примерок платьев и смокингов актеры теперь бегают на интервью, где громогласные политические заявления все чаще чередуются с неловкими извинениями. Но этот обзор — не о цвете кожи. А о том, какие книги

стоит прочесть, чтобы погрузиться в приближающуюся церемонию с головой.

В номинации «Лучший фильм» сегодня представлены восемь кинокартин. Адаптаций и оригинальных сценариев среди них поровну, по четыре ленты. Так, в принципе, обстоят дела из года в год. Голливуд, уже несколько десятилетий изнуряющий зрителя бесконечными франшизами-сиквелами-ремейками, именно на «Оскаре» старается доказать не только коммерческую, но и творческую состоятельность. В 2016-м с некоторой долей предсказуемости академики сконцентрировали свое внимание на актуальном журналистском расследовании («В центре внимания»), основанном на

реальных фактах исторической ретроспективы («Шпионский мост»), классической супергеройской патетике в разных обертках («Выживший», «Безумный Макс») и на ряде экранизаций («Бруклин», «Комната», «Марсианин», «Кэрол»).

Главная и, пожалуй, единственная неожиданность нынешней церемонии — отсутствие привычного засилья в основной номинации излюбленного академиками жанра ЖЗЛ. Исключением стал лишь «Выживший», суровый неовестерн, поставленный по мотивам биографии американского охотника и первопроходца Хью Гласса, сумевшего преодолеть свыше 300 километров по дикой местности без запасов еды и снаряжения, при этом большую часть пути — ползком. Все остальные байопики по необъяснимым причинам осели в актерских категориях. Тут и история Эйнара Вегенера, ставшего первым человеком, прошедшим хирургическую коррекцию пола («Девушка из Дании»), и пересказ карьеры сценариста 1940-х годов Далтона Трамбо («Трамбо»), и биография матери-одиночки из Лонг-Айленда, которая изобрела самоотжимающуюся чудо-швабру («Джой»), там же, собственно, разместилась и драма, базирующаяся на фактах из жизни основателей фирмы Apple («Джобс»).

Бòльшая часть лучших фильмов года, разумеется, представлена также в престижной сценарной секции. Награждение сценаристов на «Оскаре» ведется традиционно в двух категориях. Одна статуэтка уходит за оригинальный сценарий, вторая — за адаптированный. Букмекеры прочат победу за оригинальный сценарий кинокартине «В центре внимания». Эта

провокационная, основанная на реальных событиях драма расскажет о расследовании журналистов газеты The Boston Globe, в ходе которого выяснилось, что многие священники бостонской митрополии насиловали детей, более того, тогдашний кардинал Бернард Лоу знал о сексуальных домогательствах и сознательно помогал скрыть эти факты, помогая насильникам.

Несмотря на прогнозы букмекеров, пожалуй, не стоит умалять и шансы байопика «Голос улиц», также основанной на реальных событиях картине, повествующей на этот раз о взлете и падении хип-хоп группы N.W.A. «Голос улиц» в 2015 году стал большим прокатным хитом, собрав более $ 201 млн по всему миру. Конечно, ввиду скандала с «oscars so white» награждать белых сценаристов за эту черную драму кажется дерзостью; академики так или иначе попали в весьма незавидную ситуацию, когда не отметить главный афроамериканский фильм года, возможно, станет гораздо менее опасно, чем все же наградить.

Ситуация с адаптированными сценариями в этом году, к счастью, не такая взрывная. В гонке участвуют пять лент. С небольшим отрывом пока что лидирует «Игра на понижение», болтливая финансовая драма, посвящённая событиям ипотечного кризиса 2007–2008 годов. Сценарий фильма основан на книге Майкла Льюиса «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы». Особенность книги в том, что её главными героями стали победители — те, кто сумел вовремя увидеть зарождающиеся проблемы и заработать на них. «Большая игра на понижение» в США стала невероятным бестселлером. В течение 28 недель роман входил в список самых покупаемых книг по версии The New York Times. Книга также вошла в списки лучших книг 2010 года по версии The Economist. Надо заметить, адаптациям постоянного колумниста таких изданий, как Vanity Fair, Slate и Bloomberg, появляться на «Оскаре» не впервой. В 2009 году в кинотеатре «Кодак» чествовали «Невидимую сторону», за которую вручили «Оскар» Сандре Буллок, а в 2011 году по мотивам романа «Маниболл» вышла биографическая спортивная драма режиссёра Беннетта Миллера «Человек, который изменил всё», снискавшая на тогдашней церемонии шесть номинаций.

Еще одним частым гостем оскаровских церемоний, что примерит в очередной раз свой парадный смокинг, стал британский литератор Ник Хорнби. Сценарист «Дикой» и «Воспитания чувств» адаптировал для экрана замечательную книгу Колма Тойбина под названием «Бруклин». Первоисточник в каком-то смысле — дамский роман. Читатель вникает тут в мелодраматическую историю Эйлис Лейси, кроткой молодой девушки, которая покидает свою родную ирландскую деревню и отправляется на поиски работы в Америку. По прибытию девушка поселяется в Бруклине — эмигрантской части Нью-Йорка, что опьянит героиню неведанным ей ранее воздухом свободы. Хорнби, надо признать, аккуратно пригладив клише оригинала, продолжив в нем, в общем, свою излюбленную тему взросления, вдохнул жизнь в один из самых трогательных и человечных фильмов нынешней оскаровской гонки.

Ностальгия по ретро нашла отражение в еще одной прекрасной работе, трогательной лав-стори «Кэрол», поставленной по роману «Цена соли» за авторством Патриции Хайсмит. Писательница, как известно, ориентацию свою не скрывала. В письме к Чарльзу Латимеру от 1978 года она, например, писала: «...было бы лицемерием обходить эту тему, и каждый должен знать, что я квир, другими словами, гей». Режиссером картины выступил Тодд Хейнс, также открытый гомосексуал и, собственно, ветеран возникшего в американском независимом кино направления New Queer Cinema.

«Кэрол», рассказывающая о недолгом романе 19-летней продавщицы Терез и таинственной красавицы Кэрол, окончательно выводит некогда андеграундную тему в высший свет. Историю однополой любви Хейнс снимает так, словно на дворе эпоха золотого Голливуда. Это — головокружительно стильное, до последнего кадра прочувствованное кино, герои которого принимают себя такими, какие они есть, предпочитая личным обидам любовь до последнего вздоха. Не знаем, увы, смотрела ли «Кэрол» озабоченная проблемами репрезентации меньшинств Джада Пинкетт-Смит.

Ничуть не менее пронзительным сценарием в этом году отличилась Эмма Донохью. Писательница адаптировала свой

нашумевший роман под названием «Комната». Книга рассказывает душераздирающую историю жертвы киднеппинга, похищенной в 17-летнем возрасте маньяком-насильником. Семь лет девушка ютится в заточении в крохотном гараже, где у неё родился сын Джек. Пока героиня обдумывает план побега, мальчик уверен, что за пределами комнаты не существует ничего, только бесконечный космос. «Комната» — один из тех маленьких независимых фильмов, которые мгновенно становятся большой американской классикой, невзирая на количество статуэток, которые картина получит. Сейчас, впрочем, уже смело можно заверить, что «Комната» принесет как минимум «Оскар» молодой актрисе Бри Ларсон. Ее бесстрашную роль уже отметили на «Золотом глобусе» и на вручении премий от Гильдии киноактёров США.

Замыкает пятерку номинантов в категории «адаптация» Дрю Годдард, один из сценаристов сериала «Остаться в живых» и автор «Хижины в лесу» (пожалуй, самого остроумного хоррора последних лет). В этом году Годдарду прочат «Оскар» за

«Марсианина», поставленную Ридли Скоттом экранизацию дебютного романа американского писателя Энди Уира. В центре сюжета — астронавт Марк Уотни, которого вследствие сложившихся обстоятельств оставили одного на Марсе. Свою космическую робинзонаду Уир писал с 2009 года и выкладывал ее по частям на своём сайте, по главе раз в несколько месяцев, в течение трёх лет. За основу экспедиции, описанной в книге, писатель взял проект аж 1990 года Mars Direct, а главным источником вдохновения в процессе написания романа для Уира стала миссия «Аполлона-13». Книга Уира, стоит заметить, написана для самых заядлых поклонников научпопа. Значительная часть романа исполнена в форме дневника, где главный герой дотошно фиксирует события, читать которые будет увлекательно разве что космическим инженерам. Годдарду удалось переписать «Марсианина» так, что два часа пролетают, как пять минут. Оценят ли его сценарный гений на «Оскаре», узнаем совсем скоро. Церемония, напоминаем, состоится 28 февраля.