03.04.2016

Просто фантастика

«Роскон» — живое существо, убежден один из его организаторов

Фестиваль фантастики Роскнон 2016
Фестиваль фантастики Роскнон 2016

Текст: Андрей Щербак-Жуков

Фото с сайта rosconvent.ru

В Москве в 16-й раз прошел фестиваль фантастики «Роскон». Один из членов оргкомитета фестиваля, куратор проходившей в подмосковном санатории профессиональной программы, поэт, писатель и журналист Андрей Щербак-Жуков объясняет, чем, на его взгляд, московский «конвент» отличается от прочих подобных фестивалей.

Первый «Роскон» состоялся в январе 2001 года, его слоган был: «Первый конвент XXI века!» Так и было.


Тут надо пояснить, что «конами» или «конвентами» - от английского convention - во всем мире называют всевозможные сборища писателей, критиков, издателей, да и всех любителей фантастики.


К тому времени популярные и довольно массовые конвенты были в Свердловске-Екатеринбурге, Ленинграде-Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, что-то проводилось в Томске, Уфе, один из первых независимых конвентов проходил в курортном поселке Новомихайловский Туапсинского района, собирались даже на острове Тузла в Керченском проливе, пока украинские власти не престали туда пускать…

Но в Москве конвентов до начала этого века не было. Поэтому изначально ставилась высокая планка.

Самым первым ноу-хау «Роскона» стали номинационные списки. Они библиографические. У «Роскона» нет ни жюри, ни штата номинаторов. В лонг-лист главных премий входят все (!!!) произведения, датированные годом, предыдущим году проведения фестиваля. Все гости и участники конвента голосуют в первом этапе, и по его результатам выбирается десять произведений в «шорт-лист». За них опять же самым наидемократичнейшим образом голосуют все. Так выбираются лауреаты по номинациям «Роман» и «Повесть, рассказ». Ими стали соответственно Генри Лайон Олди (роман "Побег на рывок") и К. А. Терина (повесть "Чёрная дыра вместо сердца"). А вот премия в номинации «Критика, публицистика, эссеистика» с прошлого года поменяла формат. Теперь она носит имя Александра Ройфе - нашего коллеги, одного из организаторов «Роскона», не так давно ушедшего от нас. И голосует за нее профессиональное жюри - лауреаты прошлых лет. Также недавно появилась новая номинация:

«Межавторский проект», то есть книга, написанная в рамках готового мира - либо придуманного другим автором, либо компьютерного. Это новое явление в книжном мире решено было оценивать отдельно от авторских романов. Победил здесь Никита Аверин с книгой "Метро 2033: Крым-3. Пепел империй".


Вообще особенность «Роскона» - меняться. Каждый новый «Роскон» - это сочетание устоявшихся за полтора десятилетия традиций и новых литературных затей.


Уже третий год «Роскон» проходит параллельно в двух форматах. С 17 по 20 марта в подмосковном пансионате «Лесные дали» на профессиональные темы общались писатели разных поколений и степеней известности. Эта часть называлась «Роскон-про» и собрала более двухсот участников. А в субботу и воскресенье (19-20 марта) в городе был большой - более тысячи человек - праздник для любителей фантастики. С костюмированным парадом («косплеем») и встречами с наиболее известными гостями фестиваля. Популярных фантастов в эти дни в Москву и в «Лесные дали» приехало немало. Почетными гостями стали Майкл Суэнвик (США), Сергей Лукьяненко, Ник Перумов, Вадим Панов, Роман Злотников, Олег Дивов, Евгений Лукин, Генри Лайон Олди (то есть харьковчане Громов и Ладыженский). В городской части конференции приняли участие Салли Грин (Великобритания), автор бестселлера «Половинный код», Дмитрий Глуховский (Россия) и другие писатели.

Еще одна «иновация» нынешнего Роскона - «Фантастический прозослэм». «Поэтические слэмы» - забава давно известная. Авторы читают стихи и оцениваются залом по двум параметрам: качество текста и артистизм исполнения. Прозаикам труднее, чем поэтам - не так трудно уложиться в три минуты чтения со сцены со стихотворением, как выбрать такой же короткий отрывок прозы. А на «Росконе» условия были еще жестче - выбранный сверхкороткий текст должен был еще и содержать явный фантастический элемент. Победила Дарья Зарубина (она получила право бесплатно посетить «Роскон-2017»).

Второй раз был проведен совместный с Литературным институтом конкурс пьес «ЛитоДрама» в номинации «Фантастическая пьеса». Сначала профессиональные драматурги составили «короткий список», оценивая «драматургические достоинства» произведений. Потом фантасты выбрали две по «фантастическим достоинствам». Их прочитали на «Росконе» силами участников фестиваля и общим голосованием был определен лауреат (им стала Елена Щетинина с монопьесой «Ждать») и дипломант (Константин Шабалдин с одноактовкой «Гостиница «Солярис»).

В какой-то момент «Роскон» задружился с сетевым конкурсом рассказов «Рваная грелка» и теперь на фестивале подводятся результаты «Роскон-грелки». В этом году победила писательница, пишущая под псевдонимом К.А.Терина.

Вот уже несколько лет на фестивале проводится конкурс «Рассказ за час». Авторы должно создать произведение на заданную тему строго за 60 минут. На этот раз победил Максим Александров. Спецприз от партнера «Роскона», Интернационального союза писателей вручили Айнуру Сибгатуллину.

Учрежденный совместно с издательством «Эксмо» приз «Фантаст года» вручается за самые высокие тиражи. Но вручается всего два раза. Так что Сергей Лукьяненко, Ник Перумов, Василий Головачев уже давно выбыли из их участников - получив по два кубка каждый.


В 2016 году приз «Фантаст года» получил Дмитрий Глуховский.


Однако, пожалуй, главным героем конференции стал американский фантаст-постмодернист Майкл Суэнвик - он получил «Большой Роскон» за общий вклад в фантастику. Он уже второй раз на «Росконе». А в прошлом году на русском языке вышел его новый роман «Танцы с медведями», действие которого происходит в России XIX века.

Из традиционного - приз «Алиса» за лучшее произведение детской и подростковой фантастики.


Приз «Алиса» был некогда учрежден как личная награда Кира Булычева.


Оргкомитет лишь подбирал для него книжки. Помню, как он будил меня ранним звонком: «Андрей! Это Игорь! Я нашел! Я нашел, кому можно вручать “Алису”!» Когда его не стало, мы не знали что делать. Но решили премию сохранить и выбирать лауреата совместно с его вдовой Кирой Алексеевной Сошинской, руководствуясь принципами, которые выдвигал к детской фантастике Кир Булычев.

В этом году «Алису» получила Сания Шавалиева, была отмечена ее очень добрая книга «Истории от Карманкула». Уже после вручения премии стало известно, что она будет представлена на Ярмарке детской книги в Болонье.

Премии памяти Александра Ройфе профессиональное жюри удостоило Евгения Харитонова за библиографический справочник «Фантастический печатный самиздат 1966–2006 гг. СССР. СНГ. Россия». Это уникальное исследование самодельной прессы, издаваемой в нашей стране - от листочков, размноженных на пишущей машинке, до полиграфически исполненных изданий.

Все наград и мероприятий «Росконе» не упомнить и не перечислить. Главное ощущение, оставшееся у всех, кто его посетил, - это ощущение большого праздника для любителей фантастики и ее профессионалов.

В какой-то момент мы хотели, что называется, завязать… Устали, занялись собственными делами и проектами. Но оказалось, что «Роскон» живет своей жизнью. И мы не можем ее остановить. Возникают все новые и новые идеи, приходят люди, желающие нам помогать.


«Роскон» не просто жив. Он - живое существо.


Сайт по теме:

«Роскон»