Текст: Екатерина Чернова
«Когда просишь взрослого человека прочесть какое-нибудь стихотворение, — признавалась знакомая ведущая праздников, - большинство цитируют не Пушкина - наше всё, а стихи Агнии Барто».
Детские стихи писали многие; но такая узнаваемость - только у нее. В чем тут секрет? Секрета особого нет. Есть понимание того, что и зачем она делает. Из воспоминаний знакомых поэтессы известно, что она любила проводить время с детьми: внимательно слушала детскую речь, наблюдала за тем, как малыши познают мир.
Она не использовала уменьшительные словечки, которыми злоупотребляют некоторые детские авторы, а писала просто и уважительно.
При этом - не уходила в условный сказочный антураж, а черпала образы и сюжеты для своих стихов из жизни. В них есть радость, грусть, сопереживание, дружба, взаимопомощь. Есть и проявления отрицательных сторон человеческой натуры - лукавство, лень, жадность. Но показываются они совсем не зло, а с изрядной долей юмора. Так что дети без нарочитого нравоучения, которого они так не любят, усваивают «что такое хорошо и что такое плохо». Этому способствует и еще один прием, используемый поэтессой: она пишет о положительных поступках от первого лица, а о плохих - от третьего. Ее умение видеть в детях хорошее, несмотря на их проказы, подкупает. Читая стихи, понимаешь, что ошибку может совершить каждый, но главное, осознать, что ты сделал плохо и исправить.
Повзрослев и став родителями, большинство из нас уже своим детям читают все те же любимые с детства стихотворения.
Поэзию Агнии Барто уместно сравнить с балетом: та же внешняя легкость и внутренний ритм. Агния Львовна окончила балетную школу и знала, каким трудом достается эта «легкость», чувствовала музыкальный такт, лежащий в основе танцевальных па.
Через стихи Агнии Львовны успешно решается вечная проблема взаимоотношения старших и младших. Прежде всего - тем, что они учат разговаривать и слушать, учат дружить. Ее стихи никогда не устаревают и сейчас слушаются и читаются так же легко, как и прежде, охватывая значительную часть детства - от раннего дошкольного до младшего школьного возраста. Время становления маленькой личности, время первых шагов, открытий, знакомство с природой, время первых переживаний, обид, радостей, успехов в учебе и неудач. Все эти этапы повторяются из поколения в поколение. Мир неудержимо меняется, но шаги маленького человека в большой мир остаются прежними.
Герои Агнии Барто всегда с нами: мы так же учились прыгать через скакалку, как маленькая Лидочка:
- И с разбега,
- И на месте,
- И двумя ногами
- Вместе!
или, готовясь в первый раз в первый класс, не могли справиться с волнением, как мальчик Петя:
- Почему сегодня Петя
- Просыпался десять раз?
- Потому что он сегодня
- Поступает в первый класс.
Мало кому удалось избежать в детском саду или в школе «жадного Егора», «грубиянку Любочку». А порою приходилось повторять вслед за «Вовкой из города Загорска»:
- Нужно эти хитрости
- Из Андрюши вытрясти!
Поэтому спустя годы мы с легкостью вспоминаем незамысловатые, но такие любимые строчки:
- «Наша Таня громко плачет:
- Уронила в речку мячик.
- - Тише, Танечка, не плачь:
- Не утонет в речке мяч».