25.05.2016
Карамзин

Актуальный Карамзин. Выпуск 13

«Заставляя богатых людей бескорыстно трудиться для бедных и помогать им, правление сближает, таким образом, два класса людей в государстве, которых ненависть и презрение друг к другу бывают виной всех беспокойств в гражданском обществе…»

карамзин
карамзин

Составитель: Дмитрий Шеваров

Коллаж: ГодЛитературы.РФ; кадр из фильма «Кококо», реж. Авдотья Смирнова, 2012 г.

«Способ истребить нищету в государстве, предложенный французским консулом.


Десять или двенадцать начальников семейства, люди именитые и богатые, которые могут посвятить себя благу общества, не требуя никакой награды, кроме признательности граждан, берут на себя попечение о бедных и составляют комитет благотворения.


Они избирают между собой председателя, который сменяется по истечении года.

Сии попечители назначают в каждой части города 20 или 30 смотрителей, которые могут бескорыстно трудиться, ибо намерение сего учреждения не исполнится, как скоро хотя один человек будет в нем на жаловании…


Смотрители каждой части разделяют между собой улицы, и, ходя из дома в дом записывают в трех книгах


1) имена богатых граждан и сумму, которую они могут ежегодно давать для бедных, платя ее в четыре срока;

2) имена граждан, которые не имеют ни способа помогать, ни нужды в помощи;

3) имена граждан и семейств, которые не могут жить своими трудами.

Когда возьмутся меры для пропитания бедных, тогда запрещается уставом подавать милостыню и назначается пеня для ослушного, в пользу бедных, ибо всякому из них определено нужное содержание. Кто же будет еще просить милостыню, того должно взять под стражу и представить в комитет, где впишут его в третью книгу и наградят. А если он в силах трудиться, то отправят в работный дом (о чем говорено будет ниже).

Частные смотрители подают свои книги главным попечителям, которые определяют соразмерность между суммами, данными богатым гражданством и нужными для содержания неимущих людей.

Этих последних осматривают вторично, чтобы увериться в их действительной неспособности к трудам. В противном случае употребляют бедных в работу, чтобы они и дети их имели право на помощь благодеяния. Для этого учреждается особенный работный дом.

Частные смотрители всякий месяц разносят по домам определенные суммы для бедных, назначенных в третьей книге.


Таким образом, не будет бродяг и нищих, которые есть величайшее зло и стыд общества,


которые без строгих мер со стороны правления, ужасным образом размножаются (ибо человек вообще склонен к лености). Нищие, которые укореняют в народе праздность, мать пороков и страшных злодейств.

На общем содержании останутся только больные и престарелые. Все другие войдут в число полезных граждан, занимаясь работой. Люди, употребляемые в орудие сего великого благотворения, найдут в добром сердце своем новый источник счастья. Сам народ французский, чрез такое славное учреждение, приобретет новые права на почтение других народов.

Сверх того правление найдет еще другие выгоды в предлагаемом способе.


1) Оно узнает число богатых граждан, людей посредственного состояния и бедных во всем государстве, записанных в трех особенных книгах.


2) Сие учреждение во всяком городе облегчит дело полиции и даст ей сведения, нужные для общего благоустройства и личной безопасности граждан.

3) Заставляя богатых людей бескорыстно трудиться для бедных и помогать им, правление сближает, таким образом, два класса людей в государстве, которых ненависть и презрение друг к другу бывают виной всех беспокойств в гражданском обществе».

«Вестник Европы», 1802, № 4, "Смесь"