15.07.2016

Цветособрание в вечности

Факсимильное издание выписок игуменьи Пюхтицкого монастыря из древнего «Добротолюбия» напоминает нам: книгоиздание — это не только громкие новинки и большие премии

Текст и фото: Юлия Нежная

Есть события, чья внутренняя суть превосходит внешнюю значительность. 1959 год начался с того, что Фидель Кастро сверг режим Батисты; некоторое время спустя в космос отправилась первая советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1», а в Нью-Йорке начала свое победное шествие кукла Барби. И в ту же пору монахиня Марие-Магдалининского вильнюсского монастыря двадцатидевятилетняя Варвара (Трофимова), будущая игумения Пюхтицкого Успенского монастыря, приступает к внимательному чтению «Добротолюбия», многотомного собрания творений великих молитвенников древности, посвященного, по слову преподобного Паисия Величковского, соединению ума с Богом.

Фидель, стало быть, воюет с Батистой, ракета летит, Барби сияет, а Варвара своим ясным, отчетливым почерком записывает из 4-го тома «Добротолюбия», составленного из наставлений инокам св. Феодора Студита.


У св. Феодора редкое поучение проходит без того, чтобы он как-нибудь не коснулся смерти, суда, ада и Царствия Небесного - для всякого послужит источником побуждения к покаянию и воодушевления к исправной жизни.


Меж тем всё идет своим чередом. Выходит журнал «Наука и религия», где в соответствии с духом хрущевского времени, религия выполняет роль подстилки, о которую наука вытирает ноги. Варвара же выписывает из 2-го тома:


Цель и конец подвижничества - цель - чистота сердца, конец - Царство Божие.

Это св. Иоанн Кассиан Римлянин (IV-V вв.). И - чуть спустя - из преподобного Нила Синайского, современника Кассиана:


Сребролюбие - корень всех зол, как худые ветви питает оно все прочие страсти и не дает засыхать тому, что от него процвело.


Все минует: остров Свободы стал другим, «Луна-1» сгорела в космосе, Барби легла на дно сундука, а это было с нами века и на века останется.

Читать «Добротолюбие» можно бесконечно - что, собственно, и делала матушка Варвара, обращаясь то к одному, то к другому его тому буквально до последних дней жизни. Монахиня, игумения, она несла свой крест, свое послушание - и вместе с тем стремилась припасть к истокам духовной жизни своих великих предшественников. Ее записи изданы Пюхтицким Успенским монастырем, настоятельницей которого она была сорок три года и который стяжал при ней добрую славу во всей православной ойкумене. Ни один человек не сможет избежать наплыва самых разных чувств, взяв эту книгу в руки. Тут и глубочайшая признательность Матушке, очень многим облегчившей непростое постижение «Добротолюбия»; тут и восхищение тщательной выверенностью каждой ее записи; тут и огромная благодарность тем, кто своей любовью к игумении Варваре создал из ее записей книгу, а из книги - истинное произведение искусства.

«Цветособрание». Факсимильное издание рукописного альбома схиигумении Варвары (Трофимовой). Издание Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря. Куремяэ, 2015 г.