28.09.2016

Берегите экскурсоводов. Фестиваль Сергея Довлатова «Заповедник»

Псковский фестиваль Сергея Довлатова «Заповедник» — глазами очевидца

Фестиваль Заповедник
Фестиваль Заповедник

Текст: Светлана Мазурова/РГ

Фото: Андрей Кокшаров/фестиваль «Заповедник»

Россия, Пушкин, Довлатов

Выставки, кинопоказы, лекции, творческие встречи поэтов и писателей с псковичами, литературные чтения, премьера спектакля, уличный концерт петербургской группы All In Orchestra - в Пскове, поездка в Пушкинские Горы, посещение усадьбы «Михайловское», экскурсии по музею-заповеднику, дому-музею Сергея Довлатова… - организаторы второго Довлатовского фестиваля для псковичей и гостей (первый состоялся в прошлом году) составили насыщенную программу.

Начался «Заповедник» с презентации трех выставок в пространстве Покровской башни (самая мощная крепостная башня Пскова, одна из крупнейших в Европе). Там фестиваль открыли его продюсер Дмитрий Месхиев - руководитель Театрально-концертной дирекции Псковской области, советник губернатора региона по вопросам культуры и искусства, известный кинорежиссер («Свои», «Батальонъ») и продюсер Елена Яцура.

Фотографии Нины Аловерт «Довлатов в Нью-Йорке»: Сергей Довлатов и его родные, друзья, Эрнст Неизвестный, Василий Аксенов, Иосиф Бродский. Еще одна выставка - «Рисунки к Довлатову» Александра Флоренского, иллюстрации трехтомника, выпущенного петербургским издательством «Лимбус Пресс» в 1993 году (Флоренский, один из основателей арт-группы «Митьки», был первым иллюстратором книг Довлатова). И удивительный проект Александра Стройло «Дружбисты П.Г.», созданный псковским художником из спилов ясеней, ровесников Довлатова. Дмитрий Месхиев рассказал:

- Как-то Александр Григорьевич Стройло, выпив самогону, увидел, как жгут костер кусочками спилов сухого ясеня. Ему очень понравились естественные рисунки на дереве, и он вспомнил текст Довлатова из «Заповедника». Там есть человек, который говорил: «Я в лесничестве работаю - дружбист! Бензопила у меня... «Дружба»... Х…як - и червонец в кармане». И пошел Александр Григорьевич пилить ясень, напилил много кружков и нарисовал на них «дружбистов».

На набережной реки Великой, у стен Кремля состоялась презентация световой инсталляции «Россия начинается здесь» (из букв снесенной в 2006 году московской гостиницы «Россия»). Прошла она под аккомпанемент пианиста Дениса Мацуева. Губернатор области Андрей Турчак (к слову, он возглавил оргкомитет фестиваля) заверил горожан, что инсталляция останется здесь навсегда.

Псковский академический театр драмы имени Пушкина представил премьеру спектакля «Человек, обреченный на счастье» по произведениям Сергея Довлатова. Поставил его приглашенный из Петербурга режиссер Борис Бирман, а главную роль ленинградского писателя Сергея Далматова, работавшего экскурсоводом в Пушкинском заповеднике, сыграл петербургский актер Всеволод Цурило.

Псковские дали и фуршет на газетах

 Во второй день гости «Заповедника» отправились в Пушкиногорье. Кинорежиссер Павел Лунгин, театральный режиссер Лев Шехтман (он был знаком с Довлатовым и с его отцом,а сейчас в питерском Молодежном театре на Фонтанке идет его спектакль «Абанамат!» по циклу рассказов Довлатова «Наши»), поэты Владимир Алейников, Гарри Гордон, Юлий Гуголев, художники, актеры, музыканты… И продюсеры Дмитрий Месхиев и Елена Яцура, и губернатор Андрей Турчак, без всякой свиты - не принято это в Пскове. Встретил нас Георгий Василевич, директор Пушкинского заповедника.

«Это лучшие места на земле! (А я, между прочим, побывал в 12-ти странах)», - написал Сергей Довлатов Андрею Арьеву в 1988 году про Пушкиногорье.

Хранитель музея в Бугрово, известный пушкинист, кандидат филологических наук Вячеслав Козмин провел интересную экскурсию для гостей. Он был девятиклассником, когда Довлатов работал здесь экскурсоводом.

Увидели знаменитый «дуб зеленый» из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Говорят, ему примерно 280 лет, он более древний, чем дуб в Тригорском. А вот и «псковские дали». Сразу вспомнилось из «Заповедника»:

- Это дали?

- То есть?

- Я спрашиваю, это дали?

- В каком смысле?

- В прямом. Я хотел бы знать, это дали или не дали? Если не дали, так и скажите… У меня есть цветная открытка - «Псковские дали». И вот я оказался здесь. Мне хочется спросить - это дали?

- В общем-то, дали, - говорю.

- Типично псковские?

- Не без этого.

Пришли в Бугрово. Провели церемонию награждения премией «Экскурсовод года».

- Вручение премий экскурсоводам на Довлатовском фестивале - очень тонкое пожелание из исторического далека: берегите экскурсоводов, лелейте их, потому что явно кто-то из них станет великим писателем, - сказал доктор культурологии Александр Голышев.

Владимир Алейников и Юлий Гуголев читали свои стихи.

Добрались до деревни Березино. Вот и он, «народный музей Довлатова», «дом Михаила Ивановича Сорокина» из «Заповедника», где в 1976-1977 годах снимал комнату Сергей Довлатов, когда работал экскурсоводом в Пушкинском заповеднике.

Андрей Арьев писал: «Для местного населения он был просто Длинный из Березино, Серега Далметов. Количество выпитого им за неделю спиртного и имена собутыльников, без сомнения, интересовали всех, количество написанных им за это время страниц или его публикации - никого».

— Это самый молодой наш музей — всего третий сезон работает. Дому 104 года (в 1912 году построен), он чудом сохраняется, - рассказывают нам. - Спасли его от разрушения добрые люди, поклонники Довлатова, провели большие работы по укреплению и консервации. 

Один из этих людей — Юрий Волкотруб - поделился: «Увидел дом, который рушится и никому не нужен, возникла совершенно авантюрная идея его поддержать. Что мечтать? Надо делать. Довлатов не мечтал даже, что здесь будет фестиваль…».

Когда Довлатов приехал сюда, этот дом был именно в таком же плачевном состоянии. Если его отремонтировать, он потеряет смысл. Аура 19 века витает над усадьбами и древними парками, аллеями. Если вы зайдете в магазинчики, кафе, гостиницу, то встретите людей, которые напомнят вам о персонажах бессмертного произведения.

Довлатов так описал в «Заповеднике» эту развалюху:

Дом Михаила Ивановича производил страшное впечатление. На фоне облаков чернела покосившаяся антенна. Крыша местами провалилась, оголив неровные темные балки. Стены были небрежно обиты фанерой. Треснувшие стекла - заклеены газетной бумагой. Из бесчисленных щелей торчала грязная пакля... Комната выглядела еще безобразнее. Две металлические кровати были завалены тряпьем и смердящими овчинами. Повсюду белели окурки и яичная скорлупа...

Экскурсовод дома-музея Сергея Довлатова Наталия Ивановна Рясинцева поделилась:

— Приходят люди и говорят: «Я знаю про Довлатова всё!». А потом: «Да? Правда? Неужели?». И пошло, раскручиваем какие-то темы. Оказывается, не всё читали. Бывает молодежь, которая признается: «Мы пришли к Пушкину через Довлатова. Он говорит о Пушкине такие вещи, которым нас в школе не учили, и мы начинаем читать Пушкина совершенно другими глазами». Есть люди, которые понимают, что язык и стиль - главное у Довлатова, а не сюжет, не «завлекаловки». Богатый язык и минимум слов. Все время меняется аудитория. Приходят школьники - классами. Спрашивают: «Это всё подлинные вещи Довлатова? Какого он был роста? А где дверь, которую выбил ногой Михаил Иванович?»

Молодые актеры из Москвы, сидя на завалинке, читали гостям главы из «Заповедника». И это было прекрасно.

Пригласили к столу. Прямо во дворе, на застеленных старыми газетами столах (довлатовский фуршет на газетах!) - угощения, привет из советских времен: килька в томатном соусе, ливерная колбаса, кабачковая икра, соленые огурцы, квашеная капуста, самогон, водка. И яблоки (сколько их тут растет!). Петухи кукарекают, солнце светит - благодать!

Постскриптум

Завершился фестиваль премьерой фильма «Дама Пик» Павла Лунгина в Большом концертном зале Псковской филармонии. Психологический триллер, основанный на сюжете оперы Чайковского «Пиковая Дама» и повести Пушкина, представил режиссер, а после показа ответил на вопросы зрителей. «Ваш город невозможно не любить, - признался Лунгин. - Я под впечатлением три дня!».

— Это были прекрасные три дня, с интересными событиями, гостями, - поделилась Елена Яцура, продюсер фестиваля. — В Псков прибыл «десант» не только из Москвы и Петербурга, но и из других городов - прекрасные литераторы, поэты, художники, молодые режиссеры. Наша идея: Довлатов и Пушкинский заповедник - место культурной преемственности. Прогулка по заповеднику в широком смысле слова сближает разные поколения мастеров культуры, а также читателей и зрителей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валентин Курбатов, писатель:

Перечитал Сергея Довлатова и вспомнил свою нежную юность. С 1964 года я не выходил из «Михайловского» и фактически сам дитя заповедника. Но заповедник Довлатова - не только «Михайловское», это заповедник нашего бедного, счастливого, ослепительного, несчастного, злого советского прошлого. И я читаю сегодня «Заповедник» как собственную биографию. Прежде читал с иронией, а сейчас с нежностью, как самое теплое воспоминание.

Печальная ремарка. Сергей Донатович не один выходил из круга своей тетки - редакторши Маргариты Довлатовой. Вместе с ним все счастье литературной юности делили Виктор Конецкий, Глеб Горышин, Глеб Горбовский, - великие имена, поверьте! И мне немного грустно, что памятник Довлатову стоит, а эти, никогда не выезжавшие, делившие все трудности, страдания жизни города, страны, не только не почтены памятником, а кажется уже и человеческой памятью. Мы, выделив из имен, оставив только Сергея Довлатова, сделав его перстом, и фестиваль для него создав, тем самым как бы зачеркиваем громадную страницу великой советской литературной истории, оставляем чуть ироническое имя, и сами как будто Довлатовы: глядим на страну чуть отстраненно, снисходительно, словно мы в эмиграции. Мы перестали быть детьми своего отечества - в старинном высоком смысле. Соберемся вместе с Сергеем Донатовичем на следующих Довлатовских фестивалях, приедут тени Конецкого, Горбовского, всех его товарищей, которые росли вместе с ним, и это будет торжеством правды и счастья для Сергея Довлатова.

Ссылки по теме:

В Петербурге убрали памятник Довлатову

В Пскове и Пушкиногорье — фестиваль Довлатова

Новые американцы. Генис о Довлатове