28.12.2016

Сочинение-2017: Работа над ошибками

Скольких баллов недосчитаются выпускники из-за речевых ошибок?

сочинение-2017
сочинение-2017

Текст: Наталья Лебедева

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Итоговое сочинение написано, оценки выставлены. Настало время провести работу над ошибками. Из года в год, жалуются педагоги, дети допускают одни и те же ошибки. И самая распространненая — речевая ошибка. Выучить правильное написание слова можно, а вот научиться его правильно употреблять гораздо сложнее.

Несмотря на все предостережения учителей, школьники продолжают писать «Николай Васильевич в своем произведении…», забывая о том, что писатель Н. В. Гоголь — не сосед по лестничной клетке. Путаются в написании сложных имен и названий вроде «Бэла» или «Сквозник-Дмухановский». Но


больше всего «радует» проверяющих уверенность выпускников в исключительности и истинности своего мнения: «я считаю, что герой поступил правильно…», «я осуждаю…».


Рецепт один — читать. Читать как можно больше. Другого способа развить свой литературный кругозор и повысить качество письменной речи не существует.

Мы собрали самые распространенные ошибки, которые допустили в этом году в своих сочинениях выпускники. Надеемся, что на чужих ошибках кто-то все-таки научится.

Ошибки мышления

- искаженное восприятие социальных явлений:

«И он привел пример другого народа в лице Штольца»

- искаженное восприятие терминов и понятий:

«В этой семье свои нравственные ценности. По праздникам приглашать всех родных, ставить спектакли…»

- искаженное восприятие пословиц, поговорок, метафорических высказываний:

«Когда мы произносим слова «моя хата с краю», мы оскверняем свой родной дом.

- незнание исторических реалий, искажение социокультурного контекста:

«Гринев стал грамотным к 12 годам благодаря Савельичу»

- смешение фактов различных историко-культурных пластов:

«Графиня Ростова была очень хорошей домохозяйкой».

Коммуникативные ошибки

- чрезвычайно обобщенные и безапелляционные суждения:

«На мой взгляд, я полностью раскрыл тему, и я в ней не могу не согласиться: «Дом — это место и люди?»

- коммуникация с нулевым восприятием:

«И при изучении литературы разных веков и народов можно понять, на какой направленности развивалось наследие нашей страны и литературы».

Наиболее часто встречающиеся недостатки речевого оформления сочинений

- неуместный повтор слова, выявляющий бедность словарного запаса:

«Автор книги сумел показать в своей книге интересных героев», «Я люблю любовную лирику».

- тавтология:

«изображение образа», «В повести повествуется…»

- смысловая избыточность (плеоназм):

«Обломов снимал квартиру, в которой царил хаос и беспорядок», «Любовь может дать взаимопонимание друг к другу»

- неточное словоупотребление:

«Когда мне хочется посмотреть на большую чистую любовь, я открываю романы…»

- нарушение лексической сочетаемости:

«менять историю вспять», «Дети не получают плохого влияния…», «Как можно красочней сохранить хорошие воспоминания»

- смешение паронимов:

«Человеческая мудрость сопоставляется из поступков», «Во многом наш характер формируется в зависимости от места, где мы живем»

- результат неправильного словотворчества:

«Базаров осознает нищетность прожитой жизни», «Незначайно убил монаха и убежал»

- стилистические ошибки:

«Он познал, как ошибался, когда хотел сигануть в окно…»

- неверное использование устойчивых оборотов:

«уделил дому немалое значение», «Фонвизин приводит во внимание семью Простаковых»

- речевые штампы:

«Любовь пробуждает нас быть стойкими и сильными в трудную минуту ради своей второй половинки»

- канцелярит:

«Развитие индивида посредством литературы начинается с самого раннего возраста, уже тогда ребенок изучает детскую литературу»

- неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных слов:

«Это нам показал великий писатель Гоголь в своем не менее великом произведении «Мертвые души».