Текст: Михаил Визель
Фото: предоставлено пресс-службой РГБ
Если вы живете в Москве или собираетесь на новогодние каникулы посетить столицу, - выходя из Кремля или из Манежа (или, еще лучше, из огромного книжного магазина на углу Воздвиженки), заверните в Староваганьковский переулок. До декабря 2016 года там не было ничего особенного - несколько ресторанов и запертые служебные дворы Ленинки. Но в последнюю неделю 2016 года один из дворов распахнулся - и там открылся портал в Галактику Гутенберга.
Не столь сказочно выражаясь (хотя почему бы за два дня до Нового года не выразиться сказочно?) - в одном из подсобных зданий РГБ после двухлетних реставрационных работ открылся большой выставочный зал. И, как уверяют сотрудники Ленинки, теперь их библиотека - единственная среди библиотек такого уровня, которая может похвастать собственным отдельным выставочным пространством.
Дополнительный «пуант» в том, что полтора века назад этот зал был создан специально для того, чтобы выставить в нем на всеобще обозрение колоссальную картину Александра Иванова «Явление Христа народу». И в свежеоткрытом зале посетителям с гордостью демонстрируют не только ту самую стену, на которой полотно висело, но и те самые крючья, на которые оно было подвешено. Обещают и видеопроекцию картины, занимающей ныне отдельный зал в Третьяковке, но пока стена пуста.
Так что речь не об этом.
А о первой выставке, которой открываются «пространства Иванова». И вот она-то и заслуживает посещения и восхищения.
Это выставка книг.
«Эка невидаль! - скажете вы. - Что ж тут удивительного, что в Российской государственной библиотеке выставили книги? И зачем их вообще выставлять отдельно?»
Вопрос резонный. И создатели выставки, первую очередь ее куратор Елена Михайловна Рымшина, подготовили на него ответ. Это не просто выставка книг. Это выставка старинных книг, отобранных современными дизайнерами - дизайнерами книги в первую очередь. Им было из чего выбрать: в бездонных фондах Ленинки хранятся и европейские инкунабулы (первопечатные книги XV века); и грациозные миниатюрные «эльзевиры» XVII века, по сравнению с которыми современные покетбуки выглядят как современные «лимузины» (то есть растянутые в безобразную сосиску типовые автомобили) по сравнению с шедеврами каретников из города Лимузена; и классицистические фолианты самого Джованни Батиста Бодони, отца современной типографики. А еще - поражающие воображение Библии на четырех языках с многослойными толкованиями. Уму непостижимо, как печатники XVI—XVIII веков не просто набирали вручную каждую страницу, но и добивались такого удобства чтения сложно организованных текстов! («Эргономичного дизайна», сказали бы мы сейчас, - но им было неведомо ни слово «дизайн», ни слово «эргономика»). А с другой стороны - прихотливые восточные орнаменты, китайские и японские ксилографии, суровая простота авангардных и конструктивистских концептов...
На выставке есть книги, изначально безумно дорогие, предназначенные для пап и герцогов, как те же инкунабулы, и есть книги нарочито дешевые, массовые. Объединяет их другое - они все демонстрируют не искусство переплета, т. е. золотого обреза и сафьянного корешка, а именно искусство книги. Которое, как это ни покажется странно, ближе всего к искусству архитектуры - потому что тоже оперирует такими понятиями, как соотношение пропорций, равновесие объемов, гармония элементов.
«Изобретение Гутенберга создало поле, - объяснил Кирилл Благодатских, выставивший «Шестую книгу декреталий» 1495 года. - Мы живем в поле этого изобретения».
Это поле - а не просто печатный текст - и есть Галактика Гутенберга. Из которой мы, несмотря на неуклонное развитие электронной книготорговли, выйдем еще нескоро. Уж точно не в наступающем году.
Ссылка по теме:
В «Ленинке» откроется Ивановский зал - ГодЛитературы.РФ, 23.12.2016