13.03.2017

Николай Лесков: маргинал против классика

Майя Кучерская раскрывает тайны автора «Левши» и «Запечатленного ангела»

Николай-Лесков лекция Майи Кучерской
Николай-Лесков лекция Майи Кучерской

Текст: Наталья Лебедева

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Назовите пять произведений Николая Лескова. Сможете? «Левша» - конечно, его все в школе читали. Покопались в закоулках памяти и вспомнили еще «Очарованного странника» и «Леди Макбет Мценского уезда». Читающие люди вспомнят еще «Запечатленного ангела», и уж совсем продвинутые — роман «Соборяне». На этом список обычно заканчивается. А между прочим, в собрании сочинений Лескова — 30 томов. Почему же так странно сложилась литературная судьба писателя? Почему Лесков так не похож на своих более удачливых в литературе современников? И можно ли изменить наше отношение к этому бесспорно талантливому писателю? Писатель, журналист, литературный критик, лауреат литературных премий Майя Кучерская пытается разобраться, почему так сложен был путь Николая Лескова в литературу.

То, из чего была сшита его судьба, откуда он черпал сюжеты для своих произведений, было непохоже на то, что делали его современники, — говорит Майя Кучерская. —


 Лесков с самого начала был маргиналом. Это его маргинальное положение сохранилось до сих пор.


Сам Лесков говорил о себе: «Я из колокольных дворян». Так называли тех, кто переходил из духовного сословия в дворянское. Отец писателя Семен Дмитриевич Лесков был сыном потомственного священника. До сих пор в Брянской области стоит село Лески, давшее родовое имя Лесковым. В местном приходе служили священниками несколько поколений Лесковых. И отец будущего писателя тоже должен был пойти по стопам отца. Он поступил в семинарию, но не доучился. Ученики получали там первоклассное образование, но жили в ужасных условиях: ютились в одной комнате по 5—6 человек, спали на полу, одеяло и подушка были роскошью, а баня по выходным - большим счастьем. Семен Дмитриевич не выдержал и бросил учебу, отец его прогнал, и он отправился с маленькой котомкой в город Орел.

Отец Николая Лескова оторвался от духовенства, но огромное накопленное семейное знание передалось будущему писателю. Так, как он сумел показать жизнь, образ мышления и быт духовного сословия, больше не смог никто.


Другого автора, который так бы писал о священниках, нет, уверена Майя Кучерская.


В Орле Семен Дмитриевич прославился как отличный учитель, одна из его учениц стала впоследствии его женой и матерью писателя. Мария Петровна принадлежала к дворянскому, но обедневшему роду Алферьевых.

И тут вскрывается еще один парадокс Николая Лескова. Расцвет его творчества пришелся на 70—80-е годы, но при этом он был странным образом связан с войной 1812 года. Дело в том, что род Алферьевых обеднел именно из-за этой войны. Если бы этого не случилось, судьба писателя скорее всего сложилась бы иначе.

Отец писателя закончил с учительством и поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда, где дослужился до высокого чина и получил дворянский титул.

 Вот та среда, в которой формируется будущий писатель, — продолжает Майя Кучерская. — Семен Дмитриевич был очень хорошим следователем, ему поручали самые сложные дела. Но в какой-то момент что-то случилось, он хлопнул дверью и ушел. На пике карьеры. Уехал в деревню и решил стать помещиком. Но успеха он в этом уже не достиг. А к тому моменту в семье было уже четверо детей.

10-летний Лесков был отправлен учиться в гимназию. Помогли богатые родственники.

— Ему не нравилось, что там было много зубрежки и неоправданной жестокости по отношению к детям. Он отучился три класса и бросил, - рассказывает Кучерская. — Оставшись на всю жизнь «недоучкой».

Что было делать молодому человеку в 15 лет без должного образования? Конечно, идти работать. Отец похлопотал и устроил его по месту своей бывшей службы писарем. Зарабатывал он 36 рублей в год, а сапоги тогда, между прочим, стоили 9 рублей. Вся его работа сводилась к тому, чтобы сидеть и переписывать бумаги. Ничего интересного… Но то, что он переписывал, было в действительности очень интересно. Это были живые картинки человеческих взаимоотношений. Больше всего дел касалось драк. Чуть меньше было краж, еще меньше — подкидышей. А вот убийств совсем не было.

— Это был первый вклад в его писательскую копилку, — уверена Кучерская.

А потом в его жизни был город Киев. Именно в этом древнем городе с огромной культурой Лесков впервые ощутил свое художественное призвание в широком смысле этого слова. А еще он там женился, целых два раза.

«Откуда вы так хорошо знаете Россию?» — спрашивали потом писателя Лескова.

Вот из этого сундука, отвечал он и показывал на дорожный сундук, в котором хранились записки о его поездках по всей России. Он семь лет ездил по стране по своей коммерческой службе.

Это же самое интересное: люди в повозках не сидели в интернете и не играли в смартфоны, а разговаривали, — объясняет Майя Кучерская.


— Дорога — это время разговоров. Это та речевая стихия, в которую Лесков погружается, и она приобретает вкус. Лесков — писатель устной речи.


https://www.youtube.com/watch?v=2ThD2KZO81Q

Ссылки по теме:

Андрей Цунский. «Левша. Николай Лесков»

«Не кушал ни рыбы, ни мяса…»

«Хорошо блинов поесть…»