30.05.2017

Незрячие ученые смогут читать древние тексты

Студентка разработала вариант шрифта Брайля для древнерусских и церковнославянских текстов

Текст: Наталья Лебедева

Фото: prozrey.in.ua

Вариант азбуки Брайля для древнерусского и церковнославянского языков разработала студентка Школы филологии НИУ-ВШЭ Оксана Осадчая.

- Впервые я задумалась над созданием древнерусского Брайля, когда начала участвовать в муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников, - рассказывает Оксана. - В одном задании нужно было перевести текст с древнерусского на современный язык.

Проблема в том, что Оксана не видит, поэтому ей приходилось не читать текст, как делали все остальные, а слушать, то есть это задание специально для нее кто-то зачитывал или присылал в электронном виде.

- Такой способ восприятия текста создавал большие трудности при выполнении задания, - продолжает Оксана. - Тогда я подумала, что было бы здорово изобрести особый шрифт Брайля для чтения древнерусских и старославянских текстов, ведь это пригодится и мне в будущем, и многим другим незрячим филологам, лингвистам, историкам и другим, кто изучает древние тексты.

Но одно дело что-то придумать и совсем другое — воплотить это в жизнь. Оксане не хватало ни знаний, ни навыков. Возникли серьезные проблемы с систематизацией. Непросто было и отобразить все особенности оригинальных текстов. Но все изменилось, когда Оксана поступила в Школу филологии НИУ-ВШЭ.

- Более серьезно подумать о разработке шрифта получилось в начале второго учебного года, когда мы начали изучать древнерусские и старославянские тексты, - рассказывает Оксана. - Когда я сказала, что хочу адаптировать систему Брайля, чтобы сделать эти тексты доступными незрячим, мою инициативу поддержал Алексей Алексеевич Гиппиус. Он стал моим главным наставником и помощником.

Останавливаться на достигнутом Оксана не собирается.

- В дальнейшем мы планируем издать хрестоматию древнерусских и старославянских текстов, чтобы незрячие школьники, студенты и профессионалы из разных городов могли изучать эти тексты самостоятельно, - строит она планы на будущее.