Текст: Альбина Драган
Фото: Михаил Синицын/РГ
Радзинского ждали: все места заняты, вокруг теснились и толкались. И вот на площади — знакомые плащ и шляпа. Гул перетек в аплодисменты. Эдвард Радзинский перед нами.
Монолог известного писателя — о новом его сборнике «Дочь Ленина. Взгляд на историю». Взгляд, по обыкновению, очень широкий.
Радзинский сразу объяснил, что двадцать дней был на гастролях, почти сорвал голос. Однако это не помешало ему в течение целого часа буквально гипнотизировать аудиторию.
Были времена, когда Радзинский не сходил со сцен театров: в 60-х его часто ставил Анатолий Эфрос, в начале 90-х только в Москве одновременно шло девять его пьес. Но к этому времени, в разгар перестройки, открылись многие закрытые архивы — и драматург поддался искушению: с головой ушел в свои исторические «раскопки». Теперь он признается: «Начать работу над историческими биографиями — все равно, что уйти в монастырь».
О книге «Дочь Ленина. Взгляд на историю»
В новый сборник Радзинского вошли пять пьес, которые никогда не ставились. «Дочь Ленина» — это фарс о русском актере Рабиновиче, его дочери Инессе и героях капиталистического труда. Вторая пьеса — мистерия об «отце перестройки» Отто Куусинене – удивительном революционере, мечтавшем о социал-демократии в России. Благодаря ему во времена Хрущева из программы КПСС исчезла формула смысла коммунизма — «диктатура пролетариата».
О современном театре
«В нем все прекрасно и очень интересно, но это не мой театр. Не потому, что я его не понимаю. Мне нравится, когда Онегиных трое, Ольга играет на баяне, и все поют. Но современные режиссеры уверены, что новый зритель смотрит кратко, что он устает мыслить. И они все сокращают. А мне зачем тогда писать? Писать нужно, чтобы мыслили. И я перешел на самообслуживание, с некоторых пор стал сам читать свои пьесы — вслух».
О революции
На вопрос, надо ли объявлять 7-е ноября «черным днем России», Радзинский ответил миролюбиво: «1917-й год — это дата в истории России. Все даты всегда можно рассматривать с разных сторон, они принадлежат истории и принадлежат народу — так же, как и памятник Дзержинскому. Это была не революция, сделанная шпионами, а результат развития страны. Страшный, но результат».
***
Прощаясь, драматург почти по-ленински призвал аудиторию: «Читайте историю!» — и отправился подписывать книги.
Очередь была длиннющей.
Ссылки по теме: