04.06.2017

Тарковские: читать и смотреть

Гости книжного фестиваля попытались разобраться в непростых взаимоотношениях Андрея и Арсения Тарковских

Максим-Гуреев-на-презентации-книги-о-Тарковских
Максим-Гуреев-на-презентации-книги-о-Тарковских

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: Михаил Синицын/РГ

Журналист, сценарист, режиссер документальных и художественных фильмов Максим Гуреев рискнул разобраться в сложных взаимоотношениях отца и сына Тарковских в новой книге «Вселенная Тарковские: Арсений и Андрей».

— Когда задумывал эту книгу, мне хотелось поговорить именно об отце и сыне, Арсении и Андрее, — признается Гуреев. — Не считаю себя ни первоклассным лингвистом и литературоведом, ни кинокритиком, поэтому вы не найдете в моей книге глубоких измышлений. Зато сможете посмотреть на взаимоотношения между двумя гениальными людьми как бы изнутри.

Максим Гуреев уверен, что вопрос свободы творчества мог стать камнем преткновения в отношениях между отцом и сыном. У отца, Арсения Тарковского, была полная свобода, потому что для самовыражения ему были нужны только ручка и лист бумаги, никаких посредников.

— А у Андрея Тарковского история другая, — объясняет он. — Между режиссером и тем, что мы видим на экране, стоит куча людей и масса проблем. Эта невозможность быть таким же свободным, как отец, определенно томила режиссера. Тем более что отец для него был всегда небожителем.

На вопрос о том, какой фильм Тарковского отражает его отношения с отцом, Гуреев, почти не задумываясь, ответил: «Андрей Рублев. Многие сразу вспоминают «Зеркало», но мне кажется, что в разговорах Андрея и Феофана Грека Андрей Тарковский завуалированно показал свои взаимоотношения с отцом».

Максима Гуреева спросили, а с кем из Тарковских он бы хотел встретиться, если бы была такая возможность?

— У меня нет вопросов к Андрею Тарковскому, потому что для себя я все про него понял. А вот с Арсением Тарковским я бы очень хотел поговорить, — ответил он.

Ссылки по теме:

Андрей Тарковский. Поэт в кино — 04.04.2017

Дом и дым — 16.07.2016