01.07.2017

Неклассические дети

Почему 20 процентов школьников не читают книг сверх школьной программы?

Пьер Безухов
Пьер Безухов

Текст: Наталья Лебедева/РГ

В основе коллажа - кадр из фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука

Каждый пятый школьник читает книги исключительно из школьной программы. Более того, современные подростки быстро смекнули, что можно сэкономить время, если знакомиться с содержанием произведений с помощью экранизаций, спектаклей, аудиокниг или кратких изложений. Знакомство это весьма поверхностное и формальное, но этого оказывается достаточно, чтобы написать «формально» итоговое сочинение. Как школьники относятся к литературным произведениям из обязательной школьной программы, попыталась выяснить в своей статье «Классическая школа, неклассические дети» доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Любовь Борусяк. Для этого она опросила 700 старшеклассников по всей стране.

Эксперт обратила внимание, что сами подростки не всегда осознают, что прибегают к альтернативным методам освоения литературного содержания, для них это обычная и естественная практика. Дошло до того, что старшеклассники заносят в списки любимых произведения, которые не читали, но смотрели их экранизации. Список самых популярных среди подростков экранизаций классики возглавляют «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Жестокий романс» Эльдара Рязанова по «Бесприданнице», «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова и «Тарас Бульба» Владимира Бортко.


А вот «Евгения Онегина» и «Преступление и наказание» пока все-таки дети чаще читают сами.


Наверное, потому, что именно «Преступление и наказание», а также «Отцы и дети» старшеклассники называют своими самыми любимыми произведениями из школьной программы. Причем как юноши, так и девушки. В «любимые» попали также «Война и мир», «Мастер и Маргарита», «Гранатовый браслет», «Мертвые души» и «Обломов».

Но когда дело доходит до того, чтобы объяснить, чем именно увлекают эти романы, подростки приходят в затруднение. «Как показывают комментарии ко всем произведениям, не только к роману Достоевского, 10—11-классники не умеют осмыслить свои чувства и эмоции по отношению к литературным произведениям, не говоря уже о каком-то анализе их художественных особенностей», — объясняет Любовь Борусяк.

Единственное исключение — роман «Мастер и Маргарита». Но дело не в глубине анализа, а в сильном эмоциональном влиянии, которое книги оказывают на юные умы и сердца. Необычность сюжета, интересные образы, завораживающие ситуации захватывают школьников с первых строчек, и именно такими словами они и пытаются анализировать этот роман.

А вот рейтинги литературных «антипатий» у девушек и юношей оказались разными. Девушки признаются, что им не понравились «Война и мир», «На дне» и «Кому на Руси жить хорошо». Юноши предложили бы убрать из школьной программы «Войну и мир», «Леди Макбет Мценского уезда», пьесы Островского. Но самым популярным у них был ответ: «Ничего не понравилось». По словам Борусяк, это во многом проявление протеста.

«Молодые люди таким образом демонстрируют, что им не нравятся школьные подходы к изучению литературы, основанные на дисциплинировании, навязывании, контроле и санкциях. Это своего рода «Нате!» — объясняет она.


Несмотря на то, что школьники не демонстрируют особого стремления к чтению обязательной литературы, одну важную задачу школа все-таки решает — она формирует у подростков ценность русской классической литературы.


Большинство из них усваивают эту ценность и воспроизводят, пусть и на риторическом уровне. 57 процентов девушек и 44 процента юношей уверены в том, что классические произведения остаются актуальными и сегодня. А вот 45 процентов подростков считают, что классика если не полностью, то частично устарела.

Старшеклассники признаются, что читать обязательную литературу нередко скучно, тяжело, неинтересно, и они делают это из необходимости.

«150—200-летний разрыв между временем написания произведений, входящих в школьную программу, и жизнью современного школьника не может не сказываться на том, что эта литература сложна для них, во многом непонятна и, как они честно сознаются, не очень интересна», — говорит Любовь Борусяк.

В свободное время, вне рамок школьной программы, каждый второй подросток читает в среднем по 1—2 книги в месяц. Мальчики предпочитают переводные или отечественные фэнтези. У девочек репертуар пошире: зарубежная литература XX века, английские писательницы начала XIX (Джейн Остин, сестры Бронте), поэзия, фэнтези.

Школьная программа включает большой массив произведений, обязательных к прочтению, но учат ли в школе анализировать прочитанное? Остается без ответа и главный вопрос: а сколько вчерашних школьников захотят взять с полки книгу из списка «обязательных к прочтению» и перечитать ее?

Ссылки по теме:

Холивар по школьным спискам — 14.06.2017

Русская литература как айфон — 23.05.2017

Мы не неучи! — 26.03.2017