10.08.2017
Конкурс «В место гения»

Бунинские Озерки

Работы, присланные на конкурс «В место гения»

Озерки-Бунина
Озерки-Бунина

Текст и фото: Мария Рыжкова/Елец

Становлянский район Липецкой области, село Озерки

Координаты дома-музея И. А. Бунина: 52°48'37"N 38°8’12"E

Пейзаж Озерок не поражает воображение не потому, что течение времени как-то изменило ландшафт местности от броского до очень скромного, а потому, что он таковым скромным и был и сто, и двести лет назад. Не было здесь и дворянского поместья с неизменным дворцом с колоннадами. И в те давние времена можно было ненароком проехать мимо сельца, и в наш век многих возможностей только дорожные указатели, несущие вахту на всем пути до Озерок, не дадут вам шанса заблудиться.

Туристу, непременно желающему ярких впечатлений, надлежит полагаться на знания поэзии Бунина и на тонкую организацию своей души, чтобы ими восполнять промахи природы, не давшей здешним местам ни заповедной рощи, ни скальных берегов, ни озерных разливов, и уложившейся в своем творении в непритязательные степные просторы с единственным украшением — глубокими оврагами.

Поэт, сберегший русскую степь для всего мира

Не так много лет провел Бунин в Озерках, что в 30 верстах от уездного города Ельца, но это были те годы отрочества и юности, когда многое в молодом сознании запечатлевается особенно остро и далее сказывается на всем творчестве.

Бунин не мог не написать «В степи» и «Суходол», ибо их содержание исходит от тех струн его души, что были настроены еще в ранние годы. Какое влияние оказала окружающая пустыня на Бунина, видно из слов, сказанных в ее честь после нескольких молодых лет, проведенных в городе:

Да, край родной не радует теперь!

… …

Но я люблю, кочующие птицы,

Родные степи. Бедные селенья — 

Моя отчизна; вернулся к ней, 

Усталый от скитаний одиноких,

И понял красоту в ее печали 

И счастие — в печальной красоте.

1889 г.

— и это в 19 лет! Возможно ли представить, какие слова нашел бы Иван Алексеевич для этих мест, вернись он, хотя бы ненадолго, в Озерки в преклонном возрасте?

Написанный позже, в 1912 г., «Суходол» — это та же «…степь», наполненная другим содержанием — безысходность человеческая заменила бесконечное кредо степи: «ждем сумрачной поры». Сухие до́лы окружали усадьбу в Озерках со всех сторон. В какую бы сторону ни поглядел человек, вставший на пригорок рядом с домом Буниных, всякий раз горизонт ограничивался бы окружностью Земли — ведь тогда еще не было спасительных сталинских лесополос и степь имела власть безграничную над всей местностью.

Фантом степи всегда присутствовал в мыслях Бунина, неоднократно отражаясь в стихах:

Полночный звон степной пустыни,… 

И горький мед сухой

полыни…

1916 г.

Задаться целью отыскать хотя бы одного свидетеля детских лет Ивана уже нельзя, но, может быть, среди природы эта память еще не увяла: был найден ясень, возможно, когда-то ронявший свои первые осенние желтые листья к ногам гимназиста, приехавшего на каникулы из Ельца…

Поэзия Бунина такова, что ее надо читать и перечитывать, прежде чем все вдруг станет осязаемо выпуклым и до боли родным. Это наблюдение относится и к природе Озерок: пока не проведешь с ней много часов, не ощутишь ее прелести.

Ссылки по теме:

Страница конкурса литературных травелогов «В место гения»