01.09.2017
Литературный обзор

Литературное обозрение периодики

Обзор сетевых изданий и газет (вторая половина августа)

Литобзор-сетевые-издания
Литобзор-сетевые-издания

Текст: Борис Кутенков

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Продолжаются дискуссии о роли 90-х в сегодняшнем литпроцессе, вызванные к жизни проектом «Литературная Атлантида» (посетить выставку, напомним, можно до 11 сентября в Государственном литературном музее). Сразу два сетевых издания –


сайт «Радио Свобода» и «Лиterraтура»


публикуют стенограммы круглых столов, проходящих на выставке, с участием Данилы Давыдова, Елены Пахомовой, Евгения Бунимовича и др. В материале на «Свободе» интересно соприкосновение разных взглядов - не только литераторов, а, например, создателей клуба «Проект ОГИ» - на прошедшую литературную эпоху. Дискуссия в «Лиterraтуре» выстроена вокруг книги Людмилы Вязмитиновой «Тексты в периодике. 1998—2015», вышедшей в прошлом году, и касается в основном хронологии означенного периода и его фигурантов. Для тех, кто только вступает в литпроцесс, или его недавних участников, выставка - неоценимый источник информации. Тогда как для свидетелей упоминаемых событий значима сама возможность поиска истины в споре. Несмотря на существенную неполноту выставки, отмеченную в одной из дискуссий, замечательна сама подобная фиксация.


«Горький»


публикует тревожный материал о судьбе книжной ярмарки Non/Fiction. 18 лет подряд выставка проходила в ЦДХ. И вот прогнозы: ликвидация Международной конфедерации союзов художников, которой принадлежит ЦДХ, может привести к переменам. «Бычков(Василий Бычков, директор ЦДХ. - Б. К.) настаивает на том, что решение суда никак не повлияет на проведение ярмарки этой осенью и все договоренности будут соблюдены. Что будет потом, он не знает». Согласно предположениям, здание может отойти Третьяковской галерее, а проведение книжной ярмарки в этом случае - не совпасть с планами руководства Третьяковки. Будем надеяться на благополучную судьбу Non/Fiction - благо и директор ЦДХ настроен оптимистично даже при условии возможной «перемены мест».

В Сети развивается интересный


проект для начинающих писателей «Хемингуэй позвонит».


На сайте - разборы художественных текстов (перспективная и почти не занятая ниша, желаем удачи создателям) и советы от мастеров слова. В роли приглашенных мастеров - главный редактор «Нового мира» Андрей Василевский и прозаики Сергей Самсонов и Андрей Геласимов. Суров Сергей Самсонов: «Лучше не начинайте. В стране катастрофическая нехватка слесарей, расточников и фрезеровщиков. Начинайте только в том случае, если это невозможно остановить, как рост волос в подмышках и паху здорового подростка. Если нигде не чешется, то можно не чесать». Геласимов советует не показывать свои ранние неудачные попытки акулам издательского бизнеса. Скептичный Василевский продолжает любимую тему культурного перепроизводства: «Если внутри вас зудит художественный текст, лучше прочтите книгу», «Чем выкладывать в соцсеть свой художественный текст, лучше опубликуйте впечатления от прочитанной книги». Чем слушать профессионалов, пытающихся убедить в ненужности новых художественных текстов, перейдем к следующим материалам. И, по совету Василевского, займемся «инвентаризацией» и впечатлениями от прочитанного.

Эссе по итогам «Тавриды» публикует


в «Литературной газете»


Платон Беседин, руководивший на этом молодежном форуме мастер-классом. Легкомысленное отношение участников «Тавриды» к писательскому делу (как один из «сложномысленных» участников форума, подтверждаю) дало повод для предупреждений: «Но в большинстве случаев литература не похожа на милую прогулку. Отнюдь. Из-за нее люди сходили с ума, спивались, сидели в тюрьмах. И написание романа не то же самое, что создание очередного проекта на грант. Нет, скорее это, как чутко отметил Елизаров, похоже на сцеживание ведра крови через дырку, проделанную в мизинце ржавым гвоздем. И если Казаков написал чудное по своей глубине и откровенности эссе о мужестве писателя, то эти ребята, заглянувшие на литературную „вписку“, набросают блог о невыносимой легкости бытия писателя. Это на самом деле не плохо и не хорошо, но литературы не бывает без страданий, однако и только из них она, конечно, не состоит». И не поспоришь.

Продолжаем читать газеты. Прозаик Арслан Хасавов составил


специальный литературный номер «Учительской газеты»,


сканы которого выложил на FB. Среди материалов - интервью с писателем и телеведущим Александром Архангельским, прозаиком Ольгой Брейнингер, блиц-опрос «Моя школа» среди писателей и журналистов, эссе о школе от писателя и литературоведа Игоря Волгина. Игорь Волгин: «Культура - это не бутоньерка, украшающая пиджак, без которой можно обойтись. Культура - это и есть сам пиджак. Худо-бедно, но примерять его надо уже в школе».

К выходу в АСТ романа Ольги Славниковой «Прыжок в длину» (о «знаменском» журнальном варианте которого мы писали недавно) интервью с писателем публикует


«Российская газета».


И - ура! - в интервью есть ответы на вопросы, занимавшие нас в обзоре: о преобладании в «Прыжке» далеких от автора деталей эмпирического опыта: «Для меня высший пилотаж - претворить технологическое в поэтическое. Настоящая проза исполнена поэзии. А чтобы это получилось, нужно проводить исследования. Я искала информацию в интернете, просмотрела много видео, потом общалась с мастерами-протезистами. Видела разные протезы, держала в руках. Об ощущениях тех, кто носит протезы, и читала, и расспрашивала». О премии «Лицей», пришедшей на смену «Дебюту», - в неожиданно приветственном тоне: «Сужается поле экспертизы. А премии такую экспертизу дают, и деньги молодому автору тоже очень нужны. И ему, по большому счету, все равно, от „Дебюта“ он это получил или от кого-то другого. За „Лицеем“ я следила с интересом. Имена в большинстве знакомы. Сергей Кубрин, Тим Скоренко, Ия Кива, Дана Курская, Григорий Медведев - все они из наших „длинных листов“ разных лет».

Еще о художественной литературе.


«Сноб» (интернет-версия)


публикует рассказ Александра Чанцева «Пыльца мертвых». Рассказ продолжает линию дневниково-фрагментарной прозы Чанцева, начатую в «Дереве вспять» («Новый мир», № 2, 2016), и находится в «тренде» разговоров о сближении границ между прозой и нон-фикшн, между внезапностью наблюдения записной книжки - и вырастающей из нее цельностью повествования. «Записная книжка» Чанцева в равной мере полна визуальных наблюдений и самостоятельных афоризмов, отъединенных от стилистики мгновенного, ставших его обобщающим результатом. «В утреннем парке старушке на лавочке женщина-проповедница читает Библию. На одиноких мысочках к Богу». Сквозные темы Чанцева в этой прозе - неукротимое движение времени, ощущение утраченных возможностей и попытка индивидуализации в ареале мегаполиса, отнимающего у человека себя самого. Сама фрагментарная стилистика прозы в этих рассказах - стремление выхватить у пространства утраченную цельность (на уровне наблюдения или мгновенного прозрения сквозь эвристический союз слов); что значимо, у пространства, отчаянно этой цельности сопротивляющегося. Интересна и устная, звучащая, природа рассказа: реплики, дополняя друг друга, создают удивительный эффект многоголосия.


«Сетевая Словесность»


разместила на своих виртуальных страницах подборку Игоря Куницына из вышедшей в «Воймеге» книги «Портсигар». Мир Куницына - надстройка иллюзии над реальностью существования, как раз и привносящая элемент поэзии, то есть чуда, в эти стихи. Сложение прекрасно осознаваемых автором утопий создает в поэзии Куницына суммарный итог просветляющей грусти: так двойное отрицание в грамматике русского языка создает утверждение.

   

Выпей чаю, покури

и на стуле покачайся,

ничего не говори,

ничему не удивляйся -

либо слава и успех,

либо так же, как у всех.

Чай допит, погашен свет,

тихо в доме, все уснули,

лишь качается на стуле

озадаченный поэт -

либо слава и успех,

либо так же, как у всех.

Он качается на стуле,

словно маятник часов, -

все уснули, все уснули

и не видят снов.

О книге «Портсигар» именно в последние недели вышло несколько рецензий с подробными разборами. «Мощная рефлексия уводит иронию из области комического в область экзистенциально-трагического - и значительно выше, с кровью срывая „ролевую маску“, от которой „смехачи“ конца столетия даже не пытались избавиться. Слияние автора и „лирического героя“ здесь неотвратимо» (Марина Кудимова); «Игорь Куницын конструирует своего лирического героя как не-поэта. И это принципиально. И это, наверное, правильно. Когда кругом - одни „мастера культуры“, как-то неловко становиться в строй и быть еще одним» (Олег Демидов). «Собственно говоря, два берега, между которыми путешествует поэтический катер Игоря Куницына, - некий иронически-фантастический „отлет“ от реальности в ответ на ее болезненные уколы и печально-жалобная интонация исповедального нарратива» (Мария Бушуева).

Еще о преодолении дефицита внимания.


Газета «Наша жизнь» (г. Бабаево Вологодской области)


анонсирует скорый выход фильма о поэте Сергее Королеве (1980—2006) . Поэт учился в Литинституте, уходил из него, возвращался в родное Бабаево; писал удивительные стихи с тонкими семантическими сдвигами внутри кажущейся традиционности и подлинным, ненарочитым драматизмом. Погиб при трагических обстоятельствах. Признание, как водится, наступило после смерти: его подборка вошла в антологию «Уйти. Остаться. Жить», а вышедшая в «Воймеге» книга «Повторите небо» была отмечена рецензиями в целом ряде изданий - от «Знамени» и «Дружбы народов» до «Дети Ра» и «Литературной газеты». Затеянный Татьяной Ржанниковой и Сергеем Меньшаковым проект «На жизнь поэтов», первым фильмом которого станет фильм о Королеве, - «своеобразная литературная карта Вологодчины». Как утверждают создатели, «всего фильмов будет шесть, героями наших лент станут Константин Батюшков, Игорь Северянин, Александр Башлачев, Сергей Королев, Алексей Шадринов и Нина Иванова-Романова». Ваш обозреватель, только что вернувшийся из Бабаево и заставший начало съемок фильма, констатирует увлеченное и внимательное отношение создателей фильма к делу.

Я твою землю проходил плугом,

Я пробирался в твою ночь - вором:

Мы коротаем вечность друг с другом,

Сейчас мне двадцать, через день - сорок:

Взведен не медлящий боек - время,

Ты затаился и прицел движешь,

Ты - бережлив и не даешь премий,

Я - шаг за шагом становлюсь ближе

К берлогам тех, кто не имут сраму...

Ты остаешься - свежевать славу,

А мне утеха: я не весь - в яму,

И нам с тобой в одной воде плавать.

(Сергей Королев).