07.09.2017

Первый день ММКВЯ закончился криками «Браво»!

На ММКВЯ состоялся концерт-презентация первой книги-биографии группы «Браво»

ММКВЯ-концерт-презентация-группы-«Браво»
ММКВЯ-концерт-презентация-группы-«Браво»

Текст: Александр Смолин

Фото из инстаграм-канала mmkvya_official

К вечеру первого дня Московской международной книжной выставки-ярмарки главная сцена в конце огромного павильона уже была занята. Известные гроссмейстеры презентовали там новый электронный учебник по шахматам и никак не могли «перейти в эндшпиль», задержав свое выступление. Можно было предположить, что выступление «Браво» сильно задержится: еще ведь надо подключить оборудование и проверить звук.

Но не тут-то было. Уже через пять минут Евгений Хавтан, бессменный лидер группы на протяжении всего ее существования, и Роберт Ленц вышли на сцену вместе с одной только акустической гитарой… и с биографом своей группы Алексеем Певчевым. Под аплодисменты аудитории ведущий представил группу как символ московского бит-андеграунда, музыкантов, которые создавали своей музыкой атмосферу свободы в годы перестройки, в период распада Советского Союза и нового для России времени.

«Браво. Авторизованная биография группы» охватывает весь период творчества рок-н-рольщиков и битников.

Алексей Певчев пишет о музыке уже 25 лет. А «Браво» слушает с детства. А поскольку «Браво» в 2018 году исполнится 35 лет, он решил написать про нее. И уверил, что книга типична именно для Москвы: ни группа, ни книга не состоялись бы в другом городе.

Особенно сложно было рассказывать о 83-84 годах. Именно тогда состоялся скандально знаменитый концерт в доме культуры «Мосэнерготехпром», объявленный «незаконным предпринимательством». Последствия оказались тяжёлыми: космическая солистка Жанна Агузарова не-сколько месяцев провела под следствием за подделку документов (она вы-давала себя за «дочь шведского дипломата «Ивонну Андерс») и была вынуждена покинуть Москву из-за отсутствия прописки, а группе пришлось поменять состав.

«У меня два чемодана с черно-белыми фотографиями. – заявил Хавтан. – Цветные начали появляться уже в то время, когда мы вовсю играли. Они помогли сделать книгу насыщеннее и успешнее».

Роберт Ленц прервал воспоминания одной из самых знаменитых песен группы, «Ветер знает». Аудитория радостно закачалась под знакомую мелодию, и принялась снимать на смартфоны.

Затем ведущий спросил у Евгения про секрет столько долговремен-ного существования группы.

«Если бы я знал секрет, мы бы и на другой планете уже были бы. Спустя столько лет мы по-прежнему получаем удовольствие от того, что делаем. Когда вокруг, в СМИ, на ТВ такой тотальный обман, на кон-цертах всегда видно по глазам наших фанатов, что им интересно».

Но ведь группа – часть шоу-бизнеса? А чем отличается шоу-бизнес тогда и сейчас?

«Сейчас, как и тогда, есть масса хороших групп. Для нас было не-возможно стать профессиональными музыкантами. Мы просто играли и получали удовольствие от того, что делали, как и сейчас. Я же смотрю на себя шестнадцатилетнего, это важно. Отличие в том, что сегодня больше важна фотосессия, обложка – а потом остальное».

Роберт вновь взял в руки гитару и спел «Добрый вечер, Москва», а зрители подпевали ему «Город - джаз, город – блюз, город – рок-н-ролл».

«Рок-н-ролл жив и сейчас, - продолжил Роберт уже в прозе. – Он ни-куда не девался. Все корни современной музыки уходят в рок-н-ролл. Но сейчас все жестче стало, больше панка в звучании».

Ленц присоединился к группе не с самого ее основания, а только в 1995 году.

«Когда я стал частью «Браво», почувствовал большую ответствен-ность, потому что к тому времени у нее уже была большая и славная ис-тория. Ушли Жанна, Осин, уже пел Сюткин. Я не знаю, для чего я создан – никто не знает. Но я чувствую себя на своем месте».

Евгений рассказал, что группа согласилась помогать Певчеву по двум причинам.

«Я не люблю возвращаться в прошлое. За 35 лет сложно вспомнить, что с нами было. А в книге есть психологические портреты каждого участника. К тому же для меня неприятно отвечать на глупые вопросы журналистов о своей жизни. Проще всего послать его в книгу. Кстати, ближайший концерт у нас на дне города напротив Кремля».

После музыкантов спросили о бывших и настоящих отношениях в группе, а также про творческий процесс.

«Когда человек уходит из группы, любой творческий роман заканчивается. После – только «Здравствуй» и «До свидания». Хотя я и дорожу общением. А с нынешними участниками мы часто спорим, особенно во время создания песен. Одному хочется, чтоб была танцевальная, другому – балладу. Больше всего спорим о темпах. Как появляется песня? Вам лю-бой художник и писатель не объяснит, как создаются творения».

После вопроса зрителя о Майке Науменко, Евгений рассказал забавную историю.

«Один раз, когда они играли, Майк был не в очень хорошем состоянии. Он не мог найти гитару, и попросил у меня. Я никому ее не давал, но ним мы были близки. В итоге он потерял крепление от гитары».

А какие трудности подстерегают музыкантов сейчас?

«Самое яркое имя сейчас, наверное, когда все говорят, сколько про-смотров у этого чуда, сколько бабла зарабатывает, - ответил Роберт Ленц. – Но, если мы вернемся в реальность от просмотров Ютуба мы поймем, чтó он из себя представляет. Когда артист приезжает в Моск-ву, снимает квартиру, он что-то продает, работает в музыкальных ма-газинах, чтобы жить на это. Потом его песня попадает на прогонку ди-ректору радиостанции. И эта песня должна обеспечить ему успех, а ему отказывают.

Музыкант начинает сомневаться: надо написать то, что понра-вится всем, чтобы был мат, чтобы в клипе были голые задницы, и тогда ее возьмут. Он начинает концерты играть и обманывать себя: он сам не такой. Поэтому человек ломается и начинает заниматься не пойми чем. Часто молодые жалуются. Поэтому надо быть самим собой. Вот в 80-е все были одинаково бедные. Мечтали о том, что вдруг мы в филармонии будем работать. Сейчас стремятся слушать то, что «в хайпе». Хотя к моде настоящая музыка не имеет отношения».

Перед автограф-сессией Роберт сыграл еще две песни: менее известную «Жар-птицу», и одну из самых известных «Этот город». К концу программы все стулья были заняты, - хотя их было очень много. А во время последней песни публика обступила сидящих и снимала на видео гимн городу.