19.09.2017
Литература в Сети

Литературный бункер: книжный шкаф, холодильник и диван

ГодЛитературы.РФ рассказывает о самых интересных литературных группах и каналах в социальных сетях. Телеграм-канал BOO(n)K(er)

Текст и коллаж: Людмила Прохорова/ГодЛитературы.РФ

На сайте литературной премии для молодых авторов «Лицей» можно принять участие в опросе, какой способ получения информации о новых интересных книгах является наиболее удобным. Так, наибольшее количество ответивших остановило свой выбор на обзорах литературных критиков, новостях в тематических сообществах ВКонтакте и на новостях в СМИ. К чему это всё? А к тому, что читатели по-прежнему больше доверяют авторитетному мнению, живому человеку, а не пестрящей шаблонами безличной рекламе. И что для многих один из лучших способов узнать что-то новое из мира литературы - невзначай, не отрываясь от просмотра новостей своих друзей и переписки с ними, пробежаться взглядом по шорт-листу какой-либо премии или рецензии на новый роман.

Относительно молодой мессенджер Telegram стал удобной платформой не только для быстрой коммуникации, но и для получения новостей на различную тематику в профильных каналах. Что немаловажно, среди обычных тематических каналов есть и авторские: владелец канала подбирает контент сообразно своему вкусу, высказывает свое мнение по различным поводам, общается с читателями. ГодЛитературы.РФ решил внимательнее присмотреться к литературному процессу в социальных сетях и рассказать о самых примечательных сообществах своим читателям. Один из авторских литературных каналов, на которые стоит обратить внимание, — BOO(n)K(er). Ведет его редактор сервиса LiveLib Марина Флёрова, - счастливо совмещая таким образом работу и хобби.

ГодЛитературы.РФ поговорил с Мариной и узнал, почему она решила завести свой тематический канал, как она пришла «в литературу» и какие книги любит читать.

Расскажите немного о себе. Откуда вы, где учились? Как пришли в «литературный блогинг»? Хобби это, стиль жизни или профессия?

Я родилась в Омске и жила там до пяти лет. Помню его студеные зимы и жаркие летние вечера. Помню громыхание трамвая за окном и зачитанный (но почему-то так никогда и не любимый) «Золотой ключик». Потом "дорога жизни" привела меня на московские улицы, без которых я себя уже не представляю. Из-за частых переездов я сменила много школ, а учебный путь закончила в Российской международной академии туризма с красным дипломом и в числе тех, кто к моменту его получения понял, что никогда не сможет работать по профессии. Моими любимыми путешествиями уже на тот момент стали путешествия по страницам книг, а попутчиками - их персонажи.

Говорить о книгах меня научил LiveLib. Я пришла туда в 2010 году и открыла для себя настоящую литературную вселенную. Которая, как и положено вселенной, каждый миг растет и расширяется. 7 лет назад начались мои первые робкие и неловкие попытки рассказать о прочитанных книгах. Со временем отзывы о книгах стали для меня рефлексом, часто доставляющим муки и страдания, но неотъемлемым от чтения. Так получилось, что я не могу начать новую книгу, пока не напишу свои впечатления от прочитанной. Иногда это изматывает, как час на тренажерах, но и дисциплинирует, заставляет мысленно поработать над книгой, сделать слепок своих чувств на память. Теперь это образ жизни.

Я живу в Москве. Переехала с родителями, когда мне было 5 лет. Работаю на LiveLib'e. Обязанности обширны, но если их определять какими-то должностными рамками, то меня можно назвать контент-редактором. Моя работа связана с книгами и людьми, которые их обожают.

Как пришла идея создать литературный телеграм-канал BOO(n)K(er)? Какие материалы вы в нем размещаете? Как думаете, в чем плюс этой платформы? 

Мысли о своем канале бродили у меня в голове года полтора (примерно тогда же придумалось название для него), пока наконец в апреле этого года не оформились во что-то конкретное. В формате отзывов о книгах стало тесновато, и я искала площадку, на которой было бы удобно вести записи своих околокнижных впечатлений, открытий, удививших меня фактов и новостей, и телеграм оказался самым оптимальным решением для этих целей. Он удобен и для заметок, и для лонгридов. Так появился канал Бункер. Я на свою беду очень капризный читатель. Для полноценного общения с книгой мне нужны тишина и покой, которые при нашем современном ритме жизни становятся уже элементами роскоши. Часто я мечтала о закрытом, изолированном месте для чтения. О Бункере, где есть только книжный шкаф, холодильник и диван. Канал стал для меня именно таким местом, хоть и просто виртуальным, но тихим и спокойным.

Помню, в детстве, когда была с родителями на море, я, как и многие, собирала коллекцию красивых камушков, ракушек и цветных стеклышек. Они потом долго хранились в маленькой шкатулке. Подбор материала для канала очень похож на это собирательство. Я ищу то, что меня восхищает и кажется необычным. Это могут быть книги, статьи, переводы, видео, интересные факты из жизни писателей, фильмы, цитаты.

Сложно ли привлекать новых читателей? Кстати, есть ли какая-то обратная связь от подписчиков: вопросы, благодарности, предложения?

Я не задумываюсь о сложности привлечения читателей. Я задумываюсь о том, чтобы на канале было познавательно и нескучно. Я считаю, что самое важное — быть честным, быть самим собой, писать о том, что знаешь и любишь, и тогда рядом с тобой будут люди, которым близок круг твоих интересов. А иначе зачем это всё?

Сейчас в Бункере проходит флэшмоб «Отличные книги, о которых мало кто знает» (#забытыекниги). Суть его в том, чтобы рассказать о книгах, которых нет в модных подборках, которые уже почти на полпути к Кладбищу забытых книг. Я и мои друзья-телеграмщики надеваем костюмы книжных спасателей и общими силами напоминаем об этих книгах миру. Эта акция привлекает и ведущих других каналов, и читателей. Подписчики Бункера иногда присылают в личных сообщениях названия тех книг, о которых хотели бы напомнить книгочеям.

Расскажите о ваших читательских предпочтениях. Что любите из литературы: классику или современность, отечественных авторов или зарубежных? 

Я люблю классику и восхищаюсь ей, но так получается, что читаю в основном современную литературу. По большей части зарубежную, но и отечественных авторов стараюсь не обходить вниманием. После заморских речей порой очень хочется почитать книгу с родными глазу именами. По жанрам предпочитаю триллеры и детективы (особенно скандинавские, как, например, мрачнейшая трилогия «Слабость Виктории Бергман»), семейные саги с конфликтом «отцов и детей» («Настанет день» Денниса Лихэйна), остробытовую современную литературу (книги Лианы Мориарти) и мистическо-психологические романы («Апрельская ведьма» и много-много Кинга). Весной я делала небольшой обзор прочитанного за последнее время. Так получается, что я предпочитаю книги с глубоким надрывом. Я убеждена, что такая литература помогает ценить и хранить то, что ты имеешь. Как-то становится стыдно ныть о жизни, читая, например, Ремарка.

Предпочитаете читать на бумаге или в цифре? 

Читаю я всеми доступными способами: и бумагу, и цифру (планшет, ридер, телефон), и аудиокниги. В аудиокнигах я слишком капризна и придирчива к чтецам, но есть любимцы, в исполнении которых я готова слушать те книги, которые и читать-то не собиралась. Недавно составила список из самого любимого, что удалось послушать за последнее время. К которому хотелось бы добавить «Сияние» Стивена Кинга в начитке Булдакова. Он невероятно хорош! Булдаков сделал не только атмосферное (но не перегруженное) музыкальное сопровождение, но и добавил звуков, которые делают книгу просто невероятно объемной.

А что из последнего прочитанного больше всего впечатлило, удивило, полюбилось?

Из последнего прочитанного для меня стала настоящим открытием и потрясением книга Инны Шульженко «Вечность во временное пользование». Незабываемое, ни на что не похожее чтение.

Следите ли вы за литературными премиями (отечественными или зарубежными)? Книга, отмеченная какой-либо наградой, для вас - это знак качества или знак чьего-то вкуса (который может совпасть или нет)?

За литературными премиями я слежу. За всеми крупнейшими. Из премиальных книг читаю что-то не так часто, но еще ни разу не разочаровалась. Например, именно благодаря разным номинациям в мое поле зрения попали такие замечательные книги, как «Моя рыба будет жить», «Завидное чувство Веры Стениной», «Заххок». И хочу еще прочитать «Город Брежнев» и «Неизвестность». Награду для книги (или даже просто ее попадание в лонг-лист) я рассматриваю как хороший повод обратить на нее внимание. А дальше уже дело вкуса, конечно.

Где вы как читатель узнаете основную информацию о новых книгах (или тех, которые впоследствии хотелось бы прочесть)? И как думаете, что сильнее всего пробуждает читательский интерес?

О новых книгах узнаю многими способами: смотрю подборки новинок от издательств, читаю рекомендации литературных критиков, литературные телеграм-каналы, рецензии лайвлибовцев, захожу в книжные магазины города и за чашкой кофе просматриваю новые поступления в интернет-магазинах. Читательский интерес - штука очень непредсказуемая и у каждого читателя работает на свой манер. Лично у меня это происходит совершенно спонтанно. И порой неожиданно. Сработать может всё что угодно. Начиная с обложки, заканчивая случайной ассоциацией. Но в целом в читательском интересе, на мой взгляд, как в любви и на войне, все средства хороши. Лишь бы читали! Лишь бы он был.

Ссылки по теме:

Литературное обозрение периодики — 01.09.2017

Литературное обозрение периодики. Сеть — 01.08.2017