22.09.2017
Конкурс «В место гения»

«В место гения». Лариса Дикк. Достоевский в Дрездене

Голосуем за лучший репортаж конкурса литературных травелогов «В место гения». С 22 сентября по 1 октября (до 23:55)

голосование-за-место-гения
голосование-за-место-гения

Лариса Дикк, г. Ризеби, Германия. Достоевский в Дрездене

«Выпили кофею, отправились пошататься по городу». В поисках А. Г. и Ф. М. Достоевских в Дрездене

Путешествия бывают разными. К одним долго готовишься, тщательно продумывая маршрут и мельчайшие детали, в другие срываешься внезапно и без особой цели. Можно отправиться в путь, чтобы встретиться с друзьями, а можно, чтобы побыть наедине с собой. Анна Григорьевна и Фёдор Михайлович Достоевские, выехав вскоре после свадьбы за границу, надеялись забыть на некоторое время финансовые и прочие неурядицы. Первым городом, где они остановились, был Дрезден. 150 лет спустя мы с подругой отправились на встречу с ними. «Как?! - воскликнет читатель-скептик. - Может быть, вам удалось изобрести машину времени и вы попали прямёхонько в 1867 год?» «Бред! - и вовсе махнёт рукой знаток истории. - В Дрездене не только не сохранилось памятных мест, связанных с писателем, но и от самого города после варварских бомбардировок в феврале 1945 года камня на камне не осталось. Ни памятной дощечки на доме, ни самого дома, где Достоевские снимали меблированную квартиру у Mme Zimmermann, ни даже улицы, где когда-то стоял этот дом, равно как и других следов пребывания Достоевских в Дрездене, найти невозможно».

Всё так, уважаемый эксперт, и затея наша может показаться нелепой. Но… ведь существует своеобразное оптическое устройство, волшебный калейдоскоп, при помощи которого можно разглядеть тот Дрезден, который писатель называл «кладом в табакерке». Город, который был исхожен супругами Достоевскими вдоль и поперёк, в котором они любили и страдали, шутили, раздражались, скучали, делали покупки, ели мороженое, наслаждались картинами старых мастеров и концертами в Большом саду. Записи о самых разных впечатлениях Анна Григорьевна заносила в стенографический дневник 1867 года. Наблюдения, переживания, размышления молодой женщины складываются при чтении в причудливые узоры и открывают всё новые грани заграничного путешествия Достоевских. Анечкин дневник, о котором так любопытствовал Фёдор Михайлович ("Дорого бы я дал, чтобы узнать, Анечка, что ты такое пишешь своими крючочками…»), расшифрованный позже, является не только ценным источником для биографов и исследователей творчества Достоевского, он, наряду с другими историческими документами, хранит в вечности тот Дрезден, который в середине XX века чуть не вычеркнули из памяти человечества сброшенными на город англо-американскими бомбами. Нам удалось побывать в том, описанном Анной Григорьевной, нерушимом городе.

Приехав в Дрезден и разместившись в отличном месте, мы последовали примеру Достоевских: наскоро собрались и отправились в Цвингер, который «находится близ дворца, напротив театра». Дворец с его сокровищницей, коллекции картин и фарфора, оперный театр — воплощённый замысел саксонского курфюрста Августа Сильного. Клад в табакерке. Для Достоевских главным сокровищем была, несомненно, картинная галерея, которую они регулярно посещали. К излюбленным картинам мужа Анна Григорьевна относит «Святую ночь» Корреджо, «Марию с младенцем» Мурильо, «Динарий кесаря» Тициана, а также особо ценимую «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Чтобы получше разглядеть любимое полотно, Фёдор Михайлович даже вставал на стул, рискуя получить замечание служителя музея. Полотна, которыми когда-то любовалась чета Достоевских, и сегодня привлекают к себе особое внимание ценителей искусства.

Из галереи писатель и его жена обычно шли обедать и слушать музыку на Брюллеву терассу. «Это довольно большая терраса над Эльбой, каменная, обсаженная деревьями». Обеды в «Бельведере» бывали обильными: «Нам подали шесть различных кушаний и, наконец, десерт, состоявший из мороженого двух сортов, апельсинов, конфект, бисквитов, изюму, орехов». Может быть, разрушенный во время войны «Бельведер» когда-нибудь будет восстановлен. А пока мы, полюбовавшись с террасы живописным видом на Эльбу, отужинали в уютном ресторанчике в одной из боковых улиц.

Отправляясь вечером «на другую половину города», где мы остановились, мы не пошли туда пешком по мосту Августа Сильного, как это нередко делали Достоевские. И дело было не только в том, что на мосту велись ремонтные работы, но также и в значительном расстоянии, которое предстояло преодолеть. Садясь же в трамвай на Почтовой площади, мы поняли не сразу, что и это место связано с пребыванием Достоевских в Дрездене — именно сюда они регулярно ходили отправлять и получать письма и деньги. Здание почты не сохранилось, как не сохранилось и дома № 25 по Йоханнисштрассе, в котором Достоевские останавливались в свой первый приезд в Дрезден: «Cквернейший, тощий бульвар»; «Здесь две большие комнаты, порядочно меблированные, и спальня. Отдают… с бельём, посудой и всякой всячиной». Это был самый центр города, полностью уничтоженный в 1945 году. После войны здесь пролегла новая магистраль, которую в честь города-побратима назвали Ленинградской, а позже переименовали в Санкт-Петербургскую. Таким образом, А. Г. и Ф. М. Достоевские жили в 1867 г. на нынешней Петербургской улице, но Дрезден не смог заменить им Петербург.

Все работы шорт-листа здесь.