09.11.2017

Клуб читающих бизнесменов

Омские деловые люди придумали новый повод собраться вместе. И заодно пополнить свой интеллектуальный багаж

Интервью: Светлана Сибина/РГ, Омск

Фото: Евгений Кармаев.

Закрытые клубы, в которых можно не «держать лицо», а неформально обсудить насущные вопросы, от сиюминутных деловых до стратегических и даже вечных, - такая же неотъемлемая часть бизнеса, как участие в тендерах или присутствие на разнообразных биржах. Испокон веков роль таких клубов выполняли синагоги и кирхи, кофейни и бильярдные - а также заведения, посещение которых отнюдь не афишировалось.

Омская бизнесвумен Евгения Климанова, руководитель маркетингового агентства «Делфи», подошла к вопросу по-новому. И предложила своим коллегам создать «Клуб читающих бизнесменов».

Как часто бывает, общественно значимый проект родился из необходимости решить личную проблему.

Два года назад госпожа Климанова поставила себе задачу: прочитать за год двадцать деловых книг. И по собственному признанию, «с треском ее провалила, не одолев и половины». Если на художественную литературу и статьи по специальности время еще удавалось выкроить (не говоря уж про чтение с ребенком), то прочитать и осмыслить полноценные книги по экономике, финансам, эффективному менеджменту никак не получалось. Евгения очень переживала, пока не «вышла из шкафа», признавшись коллегам в собственной «неорганизованности». И оказалась, что она такая не одна! «Семь из десяти бизнесменов мне признались, что им тоже читать совершенно некогда. Так родилась мысль соединить приятное с полезным, сделав площадку, где можно друг друга мотивировать к деловому чтению». Тут-то и выяснилось, что вместе проштудировать более двух десятков книг в год вполне реально. Главное - правильная мотивация.

В последнее время рынок заполонила некачественная бизнес-литература…

Евгения Климанова: Это действительно настоящая беда. Стать автором сейчас очень легко, были бы деньги. Прочитаешь половину «бестселлера» - вода водой. Результата никакого, а убитого, по сути, времени безумно жаль. Чтобы избавить себя от подобного «суррогата», мы с самого начала решили установить фильтр и читать только то, что будет рекомендовано участниками клуба. Для начала пригласили яркого представителя омского бизнес-сообщества Виктора Шкуренко, который предложил беспроигрышную книгу «Бизнес в стиле фанк» финских авторов (Нордстрема и Риддерстарле. — Ред.). И вместо предполагаемого узкого круга, где мы планировали ее читать и обсуждать, явилось сразу 25 человек!

В следующий раз мы позвали уже не столь известного бизнесмена с книгой «Сила воли». И народу пришло ровно столько же. Участники загорелись, стали предлагать интересные идеи. В частности, помогли разработать фирменный стиль. Это открытая книга в виде бабочки, которую так любят бизнесмены. Появились оригинальные читательские билеты, благодарственные письма спикерам и многое другое. Так образовался клуб.

Реально удается читать 24 книги в год?

Евгения Климанова: Конечно. Мы собираемся раз в две недели. Встреча длится два часа. 20—30 минут отдаем спикеру на представление книги, чтобы в дискуссии могли участвовать люди, которые ее не читали. Он подает содержание через призму своего опыта. Потом идет обсуждение. Очень интересная полемика разворачивается, когда читателям крайне не понравилось произведение либо они категорически не согласны с автором.

Бурная дискуссия, например, разразилась вокруг книги Даниила Гранина «Эта странная жизнь». Ее главный герой - до крайности организованный советский инженер, буквально поминутно планировал бюджет своего времени. Столько-то часов - книгам, столько-то - подготовке статей, научным работам, лекциям, и много чего в жизни успел сделать. Однако некоторые участники клуба посчитали, что у него «не все дома»: а где же счастье, вкус жизни? Оппоненты парировали: он был очень организован, и ему на все хватало времени. Даже театр он успевал посещать раз в неделю. Вы ходите в театр 50 раз в год?! В результате спорный философский вопрос: «Ты управляешь своим временем или оно управляет тобой?» - участники перенесли в плоскость организации собственного бизнеса. Надо ли по минутам контролировать работу сотрудников или у них должно быть время на креатив и общение?

Когда Америка выбрала президента Дональда Трампа, мы взяли его книгу — чтобы понять, что это за человек. Опыт бизнесмена, пережившего не одно банкротство, у которого даже эпатаж просчитан, оказался весьма любопытен.

Деловая литература подчас написана корявым языком и редко доставляет эстетическое удовольствие...

Евгения Климанова: Клуб как раз и дает возможность с этим справиться. Даже когда берем учебники. Например, «отца менеджмента» Питера Друкера читать невероятно сложно, но это надо знать. И вместе мы «продрались».

Впрочем, когда наступают каникулы, мы позволяем себе слегка расслабиться, читая фантастику и художественную литературу. Брали, например, «Великого инквизитора» из «Братьев Карамазовых». Приглашали философа, говорили о нравственности, современных идеалах бизнеса. Смеялись, перечитывая «Незнайку на Луне» Носова. Удивлялись - сколько там маркетинга! И спорили — а надо ли это читать современным детям?

Помимо этого, устраивали выездные клубы, куда приглашали авторов: калининградского бизнесмена Олега Бармина с книгой «Я помню всех, кто мне не перезвонил», питерского писателя Виталия Антощенко с произведением «Ух ты, сервис! (Я люблю тебя, разгневанный клиент)». Книга еще одного гостя из Санкт-Петербурга Дениса Букина «Развитие памяти по методикам спецслужб» вызвала недоумение молодых бизнесменов. Зачем засорять мозги, если есть «Гугл»? Думаю, это хороший «пинок» нынешней системе образования, которая заставляет учить формулы, а не понимать их.

Все ли участники клуба — читающие бизнесмены?

Евгения Климанова: Они разные. Одни действительно читают, другие только начали это делать, третьи приходят, чтобы послушать пересказ и поспорить. Но в любом случае клубный формат даже самым авторитарным участникам помогает расширить собственную картину мира. Ведь здесь собираются не руководители и подчиненные, а люди, равные по уровню и статусу, но с эксклюзивным опытом, мироощущением, акцентами. И это помогает раздвинуть горизонт. При этом, несмотря на интернет, позволяющий ежесекундно быть на связи, потребности в живом общении не становится меньше.


Книга - хороший повод собраться.


А по сути, все говорят о том, что их беспокоит, ищут ответа на вопрос - как состояться в этом большом и противоречивом мире и обрести единомышленников.

На наши группы в соцсетях подписываются люди из разных городов России. Клуб уже успешно существует в Барнауле. На очереди - Кемерово, Алматы. Еще одна идея - создать сообщество читающих бизнесменов России, чтобы хотя бы раз в год встречаться с авторами самых выдающихся книг. И мы уже работаем в этом направлении.

Ссылки по теме:

Как делать бизнес. Топ-10 - 12.10.2017

Бизнес как игра. Мосигра - 21.06.2016

Маятник Фуке. Истоки коррупции - 27.10.2017