Текст: Сергей Алексеенко
Картинка с сайта www.premiaprosvetitel.ru
Церемония вручения юбилейного «Просветителя», состоявшаяся в большом зале театра «Градский-холл», с самого начала обещала быть особенной.Открылась она световым шоу во вкусе популярного фильма «Неоновый демон»: тьма, стробоскоп, синие огни, вращение светящихся геометрических фигур, гулкая электронная музыка. Наконец из потока частиц соткалась на экране цифра 10, а за ней — логотип «Просветителя».
На сцену вышел Александр Архангельский, и из его слов сразу стало понятно: хай-тек в «Просветителе»-2017 — не только элемент оформления. Дело в том, что Оргкомитет учредил специальную номинацию XX/17 за наиболее интересные работы, связанные со столетием революции. Лауреатами стали три проекта, воплощённые в трёх разных медиумах: традиционной книги («Подлинная история революции, или Стальной оратор, дремлющий в кобуре. Что происходило в России в 1917 году» Леонида Млечина), аудиолекций (курс «Революция 17-го года» Бориса Колоницкого, доступный на портале Arzamas) и сайта («1917: Свободная история» от креативной студии «Свободная история» и Михаила Зыгаря). Решение — уравнять в правах книги и сетевые проекты, — давно напрашивавшееся. Ожидать ли теперь экспансии мультимедиа в лонг-лист самого «Просветителя»? Узнаем в будущем году. Но сам вектор не может не радовать.
«Вообще-то я не должен сейчас со сцены говорить, но в юбилей можно всё» - с такого зачина своё выступление начинал, наверное, каждый второй участник церемонии.
И это была не поза: невзирая на размах и техническую продвинутость, церемония не впала в официоз и шла совершенно непринуждённо. Произвольно менялись ведущие (в этой роли попробовал себя, например, председатель жюри Алексей Семихатов — и выдал убедительный стэнд-ап). На сцену выносилось шампанское. А главное — звучали не только приятные речи. Выступающие говорили о проблемах существования научных дисциплин, вспоминали недавний ВАКовский скандал и трудную судьбу Фонда «Династия», без которого не было бы и самой премии. Вышедший на сцену кинорежиссёр и писатель Андрей Смирнов поведал историю о трагической судьбе Матвея Бронштейна, гениального физика и автора отличных детских познавательных книг («Солнечное вещество», «Лучи Икс»). Во время работы над третьей книгой для «Детгиза» его арестовало НКВД.
В руках у Андрея Сергеевича был свежий томик Бронштейна, выпущенный издательством Corpus, со всеми повестями автора и биографией. Получился прекрасный символ: последнее слово, несмотря ни на что, осталось за солнечным веществом.
А иначе быть просто не может — ведь у просветителей есть благодарная и очень неравнодушная аудитория. И она тоже выбрала своих фаворитов. Конкурс зрительских симпатий проводился на специализированном сайте N+1 и ВК-паблике «Образовач». Голосовало в нём несколько тысяч человек. Как и профессиональное жюри, читатели выбирали победителя в двух номинациях. В гуманитарной категории победа досталась книге «Конструирование языков. От эсперанто до дотракийского» Александра Пиперски, лауреатом от естественных наук стал Станислав Дробышевский и его труд «Достающее звено».
Затем пришёл черёд главных наград.
В номинации «Естественные и точные науки» жюри признало сильнейшей книгу Дарьи Варламовой и Антона Зайниева «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города», особенно отметив, что книга даёт не только компетентные советы по психиатрии, но и помогает бороться со стигматизацией этих расстройств, которая, к сожалению, распространена в обществе.
Помимо практической пользы, у «С ума сойти!» есть ещё одна необычная особенность — специализация авторов.
— В классическом понимании, - сказал в ответном слове Антон Зайниев, — настоящий просветитель должен обладать научной степенью, быть академиком, исколесить пол-России с какой-то очень важной темой. Мы совершенно неожиданно оказались в этой роли. Но у нас была тема, мы понимали: нельзя больше жить в обществе с теми представлениями о психиатрии, которые у нас сложились. И нас не остановило то, что мы не нейробиологи, не психологи и не психиатры.
Ирония судьбы — когда Премия начиналась, отдельную номинацию для книг на гуманитарную тематику ввели не только из понятных логических соображений, но и потому, что книги в этой категории попросту недотягивали до уровня своих естественнонаучных конкурентов. В 2017-м же гуманитарии обыграли их на собственном поле, заодно лишний раз продемонстрировав условность разграничительных линий в сфере интеллекта.
Гуманитарии преподнесли сюрприз и в собственной номинации. Евгений Бунимович, вышедший вручать приз, неожиданно поделился тем, что обычно остаётся за кадром — прениями жюри. В этом году симпатии разделились поровну между мемориальным трудом «Знак не сотрётся. Судьбы остарбайтеров в письмах, воспоминаниях и устных рассказах» (коллектив авторов во главе с Ириной Островской, Николаем Михайловым, Ириной Щербаковой и Алёной Козловой) и «Конструированием языков» Александра Пиперски. Сложный выбор! И впервые в истории Премии (но в юбилей можно!) приз было решено разделить между двумя участниками.
— У нашей книги, конечно, не четверо авторов, а на самом деле сотни, даже тысячи, - сказала Ирина Островская. — Мы — верхушка айсберга. И нам, может, удалось собрать все эти голоса в книгу и рассказать о судьбах людей забытых, людей из серой зоны, жертвах двух диктатур. К сожалению, почти все наши герои не дожили до этого дня. Но мы надеемся, что таким образом память о них останется.
— Я, как и многие в этой аудитории, вырос на книгах Якова Перельмана, и мне казалось, что популяризация науки — это Перельман и есть, а ничего более нового в этом духе не существует, — признал Александр Пиперски. — И меня очень радует то, что ситуация изменилась и, заходя в книжный магазин, я с большим трудом ухожу оттуда, не потратив кучу денег на научно-популярные книги. Чрезвычайно важно, что сформировалось такое научно-популярное сообщество, которое создаёт стимулы для того, чтобы появлялись все эти интереснейшие книги.
Под занавес выступил основатель Премии Дмитрий Зимин. Он вызвал на сцену всех финалистов и членов жюри и под грянувший из динамиков электронный бит заявил, что им сделано всё возможное, чтобы обеспечить проведение «Просветителя» на как можно более долгий срок:
— Десять, пятнадцать лет — по крайней мере, в пределах бренности человеческого существования. Имеются все необходимые документы. Премия будет жить!
Ранее по теме