Текст и фото: Ольга Чиглинцева
"Вообще эта книга произошла от противного, - признается автор. — Меня очень раздражали списки наших изобретений, где примерно 30 процентов - недействительно. Поэтому я и написал эту книгу. Три четверти объема посвящено тому, что мы действительно изобрели, остальное - выдумкам".
Во многом развитию легенд способствовала борьба с космополитизмом в СССР в 1948—1953 годах. Историкам приходилось не только искать то, что мы действительно изобрели, но и приукрашивать некоторые факты.
Вы знаете, кто изобрел велосипед? Долго существовала легенда, что это достижение нашего российского "ученого" Всеволода Артамонова в 1801 году. Дело в том, что в 1895 году историк Белов писал о заводах, и в его версии Артамонов приезжал на коронацию Екатерины II (хотя тогда уже было правление Павла I).
Другой историк впоследствии исправил факт с коронацией. Следующие ученые в советское время уже придумали его биографию. Оказалось даже, что он построил первый автомобиль. В Тагиле хранились целых два его первых велосипеда. И только в 1970 году анализ стали показал, что они не могут быть из того времени. Но это не помешало поставить велосипеду памятник в Нижнем Тагиле.
За право первенства в изобретении велосипеда бьется и шотландец из Лондона - Киркпатрик Макмиллан.
Но первым был, конечно, Карл фон Дрез в 1817 году.
Похоже, каждый все-таки пытается изобрести свой велосипед.
Еще одна интересная легенда - полет Кракутного. Согласно ей он в 1731 году поднялся в небо на воздушном шаре. В 1953 году это даже стало официальной версией. А все случилось благодаря тому, что некий Сулакадзев нашел восемь страничек о полетах в России и решил подделать рукопись.
Правки видели, но технологии XIX века не позволяли расшифровать то, что находится под ними.
Оказалось, что слово "Фурвин", которое принимали за обозначение воздушного шара, это «Фурцель» - фамилия немца (да и то это не подтверждено).
Но это опять не помешало поставить Кракутному памятник, а в Нерехте, откуда он родом, до сих пор проходят фестивали воздухоплавания.
"Разве теперь уже так важно, что к этому привело? Каждый год устраивают фестивали! Это же здорово!" - бодро заметил Тим Скоренко.
До сих пор существует поверье о том, что первый самолет изобрел Можайский. Да, он был первым, кто изобрел тип крыла, не подражающий птичьему. Но его полеты не завершились успехом, об этом есть даже армейские отчеты. Черемных и Шипилов в советское время придумали целую историю о том, как он летал, и даже придумали речь, которую он произнес перед полетом! Впоследствии оказалось, что это было перефразированное письмо Виктора Гюго к своему другу. "Если бы полеты Можайского профинансировали и он прожил бы еще лет двадцать - да, возможно, он стал бы первым. Но, к сожалению, это не так".
Особенно интересна история с автомобилем, которая не подтверждена и не опровергнута.
"Еще в 1970-х годах в учебнике по автомобильным маслам было сказано, что в 1882 году был автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Ну, во-первых, такой двигатель еще в 1811 году появился. Но мне стало интересно, откуда пошла эта история. И потом я нашел информацию о том, что Путилов и Хлобов совершали регулярные поездки на этом автомобиле в 1882 году в неком городке. Во-первых, я проверил, такого города в Российской империи не было никогда. Во-вторых, сама статья называлась "Курьёзные истории автомобилей" - это просто юморная статья. Первый автомобиль в России был изобретен Фрезе в 1896 году, в 1898-м он организовал первый автомобильный завод. В 20—30-е годы XIX века не осталось ни одного такого автомобиля - всё порезали на металл. Но если вы случайно найдете у себя такой автомобиль - то вы миллиардер. Без шуток».
Один из слушателей высказал мнение, что революция способствовала развитию прогресса. Скоренко не согласился: «Нет,
приход каждой новой системы всё обрушивает. Это только потом начинается приспособление».
А что вы думаете о том, что первым человеком на Луне был Харламов?
Тим Скоренко: Что вы, конечно нет, это всё сказка, ребята просто сняли прикол.
А какое, по-вашему, самое великое русское изобретение?
Тим Скоренко: Я считаю, что это ледокол. Это о человеке, который всё сделал сам, построил на свои деньги, сам запатентовал. История одного человека, который преодолел абсолютно все преграды.
Все желающие в конце презентации смогли купить книгу и получить у автора автографы.