24.01.2018
В этот день родились

О поэтах и кликушах. РГАЛИ — ко дню рождения Высоцкого

Малоизвестные документы и автографы из коллекции Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ)

РГАЛИ-Высоцкий
РГАЛИ-Высоцкий

Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ

Мы справедливо вспоминаем Высоцкого как настоящего барда - не в КСПшном, а в истинном значении этого древнего слова: как создателя хлестких, запоминающихся с первого раза строчек, яростно выплескиваемых в зал - концертный или театральный.

Гораздо реже мы думаем о Высоцком как о профессиональном поэте, скрупулезно шлифующем каждую строку, прежде чем прокричать ее в микрофон. Не зря он ставил свой письменный стол лицом к белой стене. И не зря выписывал строки аккуратнейшим почерком.

Впрочем, достаточно проанализировать со стиховедческой точки зрения любое из его стихотворений. Особенно это — своего рода "Памятник" XX века. Оно написано редким и сложным размером - чередующимся семи- и пятисложным ямбом, со сложными и при этом точными рифмами: "везде найду, мол - ни о чём не думал"; "подуло - на дуло". Можно себе представить поэтому обиду Высоцкого, переданную в другой песне:

И мне давали добрые советы,

Чуть свысока похлопав по плечу,

Мои друзья — известные поэты:

Не стоит рифмовать «кричу — торчу».

Здесь об этом говорится с иронией, но эти "добрые советы", вероятно, заметно укоротили Владимиру Высоцкому земную жизнь.

80 лет - последний юбилей, про который прилично сказать: "могло бы исполниться..." Дальше начинается жизнь вечная.

О ПОЭТАХ И КЛИКУШАХ

Поэтам и прочим, но больше - поэтам

Кто кончил жизнь трагически - тот истинный поэт,

А если в точный срок - так в полной мере.

На цифре 26 один шагнул под пистолет,

Другой же - в петлю слазил в "Англетере".

А в тридцать три Христу... (Он был поэт, он говорил:

"Да не убий!" Убьешь - везде найду, мол.)

Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,

Чтоб не писал и ни о чем не думал.

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.

Вот и сейчас как холодом подуло:

Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль

И Маяковский лег виском на дуло.

Задержимся на цифре 37. Коварен бог -

Ребром вопрос поставил: или - или.

На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,

А нынешние как-то проскочили.

Дуэль не состоялась или перенесена,

А в тридцать три распяли, но не сильно.

А в тридцать семь - не кровь, да что там кровь - и седина

Испачкала виски не так обильно.

Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа?

Терпенье, психопаты и кликуши!

Поэты ходят пятками по лезвию ножа

И режут в кровь свои босые души.

На слово "длинношеее" в конце пришлось три "е".

Укоротить поэта! - вывод ясен.

И нож в него - но счастлив он висеть на острие,

Зарезанный за то, что был опасен.

Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр!

Томитесь, как наложницы в гареме:

Срок жизни увеличился, и, может быть, концы

Поэтов отодвинулись на время!

1971

1. Фотография Высоцкого Владимира Семеновича в спектакле "Гамлет" Московского театра драмы и комедии на Таганке на гастролях в г. Ленинграде в октябре 1974 г. ф. 2485 оп. 4 ед. хр. 47. РГАЛИ.

2—4. Фотографии Высоцкого Владимира Семеновича в спектакле "Павшие и живые" Московского театра драмы и комедии на Таганке на гастролях в г. Ленинграде в октябре 1974 г. ф. 2485 оп. 4 ед. хр. 47. РГАЛИ.

5. Творческое дело Высоцкого Владимира Семеновича (фотографии в жизни). Из фонда Московского театра драмы и комедии на Таганке. ф. 2485 оп. 4 ед. хр. 720. РГАЛИ.

6. Творческое дело Высоцкого Владимира Семеновича (фотографии в жизни). Из фонда Московского театра драмы и комедии на Таганке. ф. 2485 оп. 4 ед. хр. 720. РГАЛИ.

7. Фотография Высоцкого Владимира Семеновича. 16 мая - 24 декабря 1967. ф. 2898 оп. 1 ед. хр. 564. РГАЛИ.

8. Фотография Высоцкого Владимира Семеновича. 16 мая - 24 декабря 1967. ф. 2898 оп. 1 ед. хр. 564. РГАЛИ.