Текст и фото: Ольга Чиглинцева
Из-за технических накладок начало спектакля задержалось почти на час — зрители ждали его с большим нетерпением. Хоть как-то скрасить ожидание удалось министру культуры Владимиру Мединскому — он поздравил всех с премьерой. «Иван Сергеевич Тургенев очень яркий человек, не только великий писатель, но и мыслитель, государственный человек, занимавшийся очень разными видами деятельности. Желаю успехов актерам и всем приятного вечера. Я, к сожалению, не смогу посмотреть этот спектакль сегодня, поэтому очень вам завидую».
Действие начинается с видео — молодые актеры, занятые в постановке, проходят собеседование на знание Тургенева. Хотя скорее оно напоминает экзамен у нерадивых студентов: «Что ты читал у Тургенева?» — «Ну, «Муму», «Отцы и дети», там по школе было». В зале раздается дружный смех, так как подобный ответ звучит уже в третий раз. И это очень удачный ход — к нам подходят не свысока, а наравне — видите, мы такие же, как и вы, увлеклись Тургеневым, только когда им занялись в спектакле.
На сцене из декораций неизменно присутствуют двери — входы и выходы жизненного коридора писателя. Через них то и дело проходят люди. Вот появляется мама Тургенева, Варвара Петровна в исполнении Любови Руденко — она ругается на слуг, на собственных детей и требует всех выпороть: «Дети как крепостные — если страх им неведом, будут жить по-своему, и ничего хорошего из этого не выйдет!» Ее жестокие слова раздаются эхом по залу — они становятся эхом из детства писателя, психологической травмой на всю жизнь.
«Никогда я таким, как маменька, не стану!» — заявляет Тургенев еще в детстве.
Писателя играет Анатолий Руденко.
Таким, как мать, он и вправду не становится — Тургенев известен своими либеральными взглядами по «крестьянскому вопросу». Но недолюбленность оставляет след на его личности. Основные вехи в жизни писателя отмечены поиском настоящей любви. К первой пассии, Екатерине Шаховской, Тургенев даже не успевает подступиться — женский и мужской силуэты, просвечивающие через материю, исполняют страстный танец, и это оказываются его возлюбленная и отец. Выход своим чувствам главный герой видит в писательстве. Так появляется «Первая любовь». В Германии Тургенев знакомится с Бакуниным и его сестрой Татьяной. Между «дикаркой» Таней (играет Василиса Кузьмина) и главным героем пробегает искра. Бодрый молодой Бакунин (играет Артём Вершинин) интересуется, идет ли дело у Тургенева с его сестрой к свадьбе. Писатель вроде и не против такого поворота, но и не очень этого хочет, поэтому все разваливается: «Не дала развиться чувству, не проявила к нему доверия». Зато благодаря таким событиям Тургенев пишет повесть «Ася». И вдруг на экране появляется привлекательная женщина, а Тургенев говорит, что видел сон с незнакомкой. На сцену выходит человек и играет на пиле, которая становится «песней любви» всей его жизни — Полины Виардо в исполнении Джульетты Геринг. Тургенев не понимает ни слова из того, что она говорит, хотя, на радость зрителей, на экране появляются субтитры. Главный герой влюбляется без памяти — называет ее «своим ангелом» под жестокий смех ее дружков, позволяет Виардо нацепить на себя клоунский нос, спрашивая себя, зачем ему такая жестокая любовь, но ничего не может с собой сделать.
А ведь будут еще отношения с Авдотьей (играет Наталья Тингаева) и с Ольгой Тургеневой, дальней родственницей, за которую активно будут сватать ее родители. Ольга представляет из себя совершенно неразговорчивую, сутулую фигуру, прикрытую темной вуалью, за которой не видно лица, а когда главный герой ее приподнимает — обнаруживает свою маменьку. Мать Ольги играет мужчина, что только подчеркивает нелепость ситуации.
Между сценами любви Тургенева к разным женщинам врывается «баттл» нигилистов и ретроградов, который просто взрывает неторопливое течение постановки.
Нигилисты представлены теми же бунтарями XXI века — рэперами. Ретрограды же пытаются перебить их своим пением под гитару.
Вместе с реально существовавшими людьми в пьесе есть и вымышленные герои — показано объяснение между Ракитиным и Ислаевым из пьесы «Месяц в деревне», хотя Ислаев тут скорее более ревнив, надрывен, нетерпим к своему другу и истеричен, - по сравнению с оригинальным текстом. Объясняются в любви между собой Базаров и Одинцова — но они редко смотрят друг на друга, отчуждены еще больше, чем в романе, и чаще смотрят в камеру, которая снимает их крупным планом.
Но самым показательным оказалось принятие Тургенева в круг писателей. На сцену опускаются огромные фигуры Некрасова, Достоевского, Гоголя, Пушкина, Фета, Толстого. И среди них — такой маленький и… живой Тургенев. Потом из-за фигур выходят люди, представляющие писателей, но в масках. Они хвалят главного героя, берут на руки, повернув его в горизонтальное положение, и напевают: «Наш, наш, наш!» Но когда Тургенев умирает, на экране возникает «эффект старого кино» с точками и помехами на черном фоне. Это похоже или на космос, через который полетит душа писателя после смерти, или на то, что он увидит, как только в последний раз закроет глаза. А может, это просто означает конец.
Сверху опускаются надписи — названия его произведений и одновременно периодов его жизни, которые будут зажигаться в хаотичном порядке - как пролетают перед смертью воспоминания. А сверху опускается огромная фигура всеми узнаваемого нами Тургенева, через которую и уходит небольшой по сравнению с ним актер, сыгравший его.
Режиссер Глеб Черепанов объясняет это так: «Каждый писатель и вообще творец становится образом самого себя, даже памятником самому себе, хотя когда-то за этими образами, памятниками, фотографиями стояли живые люди».
О самой постановке он говорит:
«Любая биография — это материал для игры, для театра, для фантазии.
Мы не стремились создать документальную аутентичную историю, потому что это невозможно. Рассказать всю историю жизни человека - задача невыполнимая за два часа сценического времени, тем более рассказать жизнь такого человека. Мы хотели посмотреть на это с позиции сегодняшнего дня, сегодняшнего театра, того языка, инструментария, которым театр пользуется, показать, что Тургенев это не про вчера, не про позавчера, а именно сегодня, что это может быть остро и свежо».
Сделать спектакль понятным для всех, используя современные технологии, при этом не «снижая» его до вульгарных шуток и чудовищных небылиц, режиссеру вместе со сценаристом Марией Виткиной (которая смогла собрать мемуары, произведения и разные жанры в одну пьесу) вполне удалось, несмотря на то, что это был их первый опыт в создании проекта по биографии писателя.
«Тургенев. Сегодня!» подготовлен ФЦП «Театральная Россия» при поддержке ООО «Газпром трансгаз Москва», аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, благотворительного фонда социальных инициатив «Мир и гармония». Спектакль планируют показать еще в 18 регионах Центрального федерального округа, а также сделать киноверсию.