Текст: Дарья Новичкова
На фото: автоматон "Исполнительница на тимпанах", преподнесенный немецкими мастерами Петером Кинзингом и Давидом Рёнтгеном королеве Марии-Антуанетте
Модератором дебатов о будущем человечества и либеральной мысли в эпоху господства искусственного интеллекта выступила Алена Бондарева — литературный критик и руководитель проекта Rara avis. Этим событием было решено открыть новый сезон премии «Либеральная миссия».
В начале выступил журналист и политолог Дмитрий Орешкин. По его словам, «Либмиссия» — это премия, дающая возможность людям, которые не мыслят так, как другие, заявить о себе, поделиться с другими людьми своей точкой зрения… которая порой не всем понятна.
Денис Драгунский добавил, что заявки на премию принимаются вплоть до апреля 2018 года, а имена победителей будут оглашены в конце мая.
После чего началась собственно дискуссия.
Алена Бондарева напомнила, что в Саудовской Аравии уже проектируется город для людей и роботов. Последние будут помогать в создании новых систем, технологий, да и даже просто в бытовых делах. И за это таких «людей нового поколения» наделят правами и полномочиями. Вполне возможно, они будут принимать осознанные решения и даже голосовать на выборах.
Денис Драгунский заметил, что личностью может стать лишь тот, кто способен на иррациональные действия. Робот же изначально ограничен тем, что запрограммирован на определенные действия.
Писатель-фантаст Мария Галина в свою очередь уверена: страшен вовсе не робот, от которого мы, как правило, знаем, что ожидать, а человек, намерения которого предугадать подчас очень трудно.
А может ли робот баллотироваться в президенты? По понятным причинам этот вопрос вызвал оживление. По мнению Галиной, это не такая (анти)утопия, как звучит: ведь за каждым искусственным интеллектом стоит группа программистов — людей, которые так или иначе вкладывают часть своего мышления в структуру поведения робота, поэтому в случае избрания такого необычного кандидата власть все равно получит определенная живая группа людей или их непосредственный начальник.
А как насчет «человеческого»? Может ли робот заменить живого человека во всех отношениях? Может ли он стать ему коллегой, другом или даже верным спутником? Выполнять человеческую работу и заниматься творчеством?»
Денис Драгунский уверен, что робот способен удовлетворять базовые физические потребности человека, но стать ему настоящим другом вряд ли сможет, так как он слишком предсказуем. Что касается работы и творчества, то здесь Драгунский проводит четкую грань: «Есть такие виды работы, которые и человек выполняет чисто механически, не вкладывая в них ни души, ни какой-либо умственной нагрузки. Вот такую работу искусственный интеллект и возьмет на себя. Искреннего же творчества не заменить: оно идет из души совершенно спонтанным образом, его никак не запрограммируешь».
Итак, робот никогда не станет похожим на человека, так как он не способен принимать иррациональные решения и проявлять творческие порывы. На этом участники дискуссии и согласились.