07.05.2018
Тургенев 200

Главная тайна Тургенева

Кто сыграл роковую роль в жизни писателя?

Любовь Тургенева_кадр из фильма
Любовь Тургенева_кадр из фильма

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: кадр из фильма «Иван Тургенев. Русский европеец»

200-летний юбилей Ивана Сергеевича Тургенева Государственный музей А. С. Пушкина отмечает передвижной выставкой «Русский европеец Иван Тургенев» и документальным фильмом о биографии писателя под созвучным названием «Иван Тургенев. Русский европеец». Первыми выставку увидели испанцы, затем экспозиция отправится в тур по 12 странам Европы и СНГ — во Францию, Бельгию, Германию, Сербию, Данию, Белоруссию, Азербайджан, Молдову… Сочетание имен двух великих русских писателей неслучайно - музей Тургенева, расположившийся в доме, который когда-то снимала мать писателя, Варвара Петровна, является одним из филиалов музея Пушкина.

— Цель нашей выставки показать, что Иван Тургенев был послом русской интеллигенции за рубежом, — рассказывает сотрудник музея А. С. Пушкина и сценарист документального фильма Анна Хрусталева. — Он, пожалуй, первым вывел нашу литературу в мир, открыл ее для европейцев, познакомив их с Пушкиным, Лермонтовым, Толстым, Салтыковым-Щедриным. Одновременно с этим привел и европейскую литературу в Россию.

О жизни писателя в России и Европе, о его друзьях и непростых взаимоотношениях с Полиной Виардо рассказывает и документальный фильм «Иван Тургенев. Русский европеец», снятый молодым режиссером Марией Линдер благодаря поддержке фонда «Русский мир». Фильм будет сопровождать выставку во время ее европейского турне.


В отведенные 52 минуты авторы попытались вместить всю жизнь писателя, стараясь избегать каких-либо оценок его поведения и не делая скоропалительных выводов.


Достоверность гарантируют документы, письма, гравюры, картины из коллекций музея А. С. Пушкина и усадьбы «Спасское-Лутовиново».

— У нас есть небольшие игровые выставки, но актеров снимали так, чтобы не было видно их лиц, лишь смутные, будто подернутые дымкой времени силуэты… Сделали это намеренно, чтобы показать, что это именно образ, намек, — объясняет Анна Хрусталева. — Конечно же, не смогли обойтись без кадров из знаменитых тургеневских экранизаций: «Муму», «Первая любовь», «Отцы и дети».

По признанию авторов фильма, Тургенев стал для них одним большим открытием. Начиная с того, что при росте 1 метр 92 сантиметра, гигантском даже для нашего времени, писатель говорил высоким и тонким голосом, фальцетом.

Удивительна история его дочери, которую в России родила ему прачка матери. О ребенке писатель узнал, когда девочке было уже лет 8, и первое, что сделал, — это обратился за советом к Полине Виардо. Она ему ответила, что готова взять девочку к себе и воспитать как родную дочь. Тургенев отправил Пелагею в Париж, где она стала Полиной. Девушка выросла похожей на отца как две капли воды — высокая, статная, с круглым, абсолютно русским лицом. Но родной язык, конечно, забыла, хотя до конца жизни говорила с русскими интонациями, нараспев.

— Потрясают бесконечные ссоры Тургенева, — делится своими открытиями Анна Хрусталева. — Он был мягким, отзывчивым, благородным человеком, но при этом постоянно со всеми ссорился. 17 лет не разговаривал с Толстым, порвал отношения с Фетом, Некрасовым и со всем «Современником». Некрасов писал ему письма, пытался наладить отношения, но безрезультатно.

Отдельного рассказа заслуживает мать писателя, Варвара Петровна, которая, безусловно, сыграла роковую роль в жизни сына.


А личная жизнь Тургенева, по его же признанию, не сложилась. Он говорил о себе: «всю жизнь прожил на краю чужого гнезда».


Отец Варвары Петровны умер, когда она еще не родилась. И до 16 лет она жила в жуткой обстановке — мать ее била, а отчим домогался. Кончилось все тем, что она полуодетая ночью сбежала к своему дяде, брату отца, Ивану Ивановичу Лутовинову. Он был человеком неженатым и принял девушку как родную дочь, а потом оставил ей все свое огромное состояние.

— По крайней мере, так гласит легенда, но судя по всему, она недалека от истины, — добавляет Анна Хрусталева. — Можно только догадываться, как все это повлияло на характер Варвары Петровны, весьма, надо сказать, противоречивый. Она занималась благотворительностью, открывала школы для крестьян, помогала обедневшим соседкам-дворянкам и одновременно секла провинившихся крестьян на конюшне, распродавала дворовые семьи по одному, разлучая детей с родителями. Родным ее сыновьям тоже доставалось…

Она так и не приняла детей старшего сына Николая, который посмел жениться против воли матери. В какой-то момент попросила прислать портреты внуков, что и было исполнено. Запершись в кабинете, Варвара Петровна разбила изображения. Вскоре после этого по какому-то мистическому совпадению дети умерли. Не приняла она и Полину Виардо, которая никак не соответствовала мечтам Варвары Петровны удачно женить своего младшего сына. Иван Сергеевич был любимцем матери, но это не мешало ей в наказание отказывать ему в финансовой помощи и лишать средств к существованию.

Премьера фильма состоится 2 июня на XX Международном фестивале «Интермузей». Увидеть его можно будет и на книжном фестивале «Красная площадь», который пройдет со 2 по 6 июня в самом центре столицы, а также на открытии дома-музея И. С. Тургенева в начале ноября.

И только у нас вы сможете увидеть отрывки из фильма еще до его премьеры.