03.06.2018

Александра Маринина: «Не люблю писать о любви»

Знаменитый автор детективов рассказала, почему решила стать писателем и почему не любит экранизации по своим книгам

Александра Маринина на фестивале Красная площадь
Александра Маринина на фестивале Красная площадь

Текст: Татьяна Шипилова

Фото: Сергей Михеев/РГ

«У меня тут недавно брали интервью и спросили, на какие темы мне было бы интересно пообщаться с читателями. На что я ответила, что те темы, которые мне интересны, я использую для своих книг. А на встрече с читателями я должна говорить на те темы, которые интересны им», — сказала Александра Маринина и посоветовала задавать самые разные вопросы, не стесняясь и не боясь ее обидеть.

На вопрос, как удается писать книги так, что они становятся интересными миллионам, писательница ответила очень самокритично: «Я — среднестатистическая, поэтому мне интересно то, что интересно всем».

На встрече прозвучало много вопросов из зала. Одним из первых был вопрос как раз о любимых жанрах и писателях. Александра Маринина ожидаемо ответила, что любит читать детективы. Но еще больше — семейные саги. «Но семейные саги пишутся намного реже, чем детективы, поэтому с ними мне не так везет».

Года три назад писательница начала перечитывать русскую классику и поняла, что теперь к ней отношение изменилось кардинальным образом. «Но чтобы была возможность почитать книгу и отложить ее на несколько дней без потери качества, чтобы заниматься своей книгой, я читаю мемуары. Сейчас читаю Познера. До этого читала мемуары Одри Хепберн».

Ни одна встреча с Марининой не обходится без вопроса об экранизациях ее книг: «Любите ли вы экранизации ваших романов и если да, то есть ли любимые?»

Начитавшись в молодости Сидни Шелдона и посмотрев экранизации его романов, Маринина призналась, что всегда думала, что так и должны сниматься фильмы по книгам — с минимальным отступлением от сюжета. Но потом, когда появился интернет, она поняла, в чем был успех Шелдона, — он всю свою жизнь работал сценаристом и свои романы писал так, что их не нужно было адаптировать для кинематографа.

«Для меня в 97-м году просьба о продаже прав на экранизацию была высшей степенью успеха и признания моих писательских талантов. Но с каждым годом и с каждым новым сезоном «Каменской» мое счастье убывало, но все еще теплилась надежда на лучшее. Надежда эта умерла с экранизацией романа «Взгляд из вечности». Но лучшей экранизацией я считаю ту, что снята по роману «Каждый за себя».


Оказалось, что любимая тема у Марининой — тема детской психологической травмы,


конфликта, который случился у ребенка, а потом оказал влияние на формирование личности человека и продолжает оказывать влияние на человека по прошествии многих лет. Также писательница любит писать истории, корни которых уходят в глубокое прошлое, желательно — советское.

«Запретить я себе ничего не запрещала, но я просто не люблю писать о любви, потому что сама прожила довольно яркую по-женски жизнь, меня в этой теме ничем не удивишь, поэтому я не люблю ни читать, ни писать на подобные темы. Ну и у меня были сложные отношения с матерью, они и сейчас своеобразно складываются. Но никогда я себе не позволю затронуть даже близкую тему в своих произведениях. Мои книги обойдутся без этого», — откровенно ответила писательница.

На вопрос о собаке писательница ответила пространно, сказала, что глаза у ее питомца как у Добролюбова, он — самый надежный и умный охранник, но пока в свои книги она его не включала: «Но ему всего два с половиной года, еще все впереди!»

Являются ли книги с пометкой «Любимый роман Александры Марининой» ее любимыми романами? Писательница ответила, что если это скандинавские романы — то да: «Я очень люблю детективы скандинавских авторов, поэтому мы с издательством договорились, что если они дают мне книжку, я ее читаю и она мне нравится, то они клеят на обложке стикер, что я ее рекомендую. Если же не дают или не успевают, то не клеят».

И последним был задан вполне обыкновенный вопрос: «Как пришла идея стать писателем?» — на который Маринина ответила оригинально:

— У меня вообще не было идеи стать писателем. Идея написать книгу и стать писателем — это вообще две разные идеи. У меня была обида на министерских начальников, о которой я не могла сказать им напрямую, потому что могла загубить свою офицерскую карьеру. И тут я решила эту обиду выразить в книге. Решения стать писателем не было. Была просто психотерапия.