Текст: Михаил Визель
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
1. Ханна Кент. «Вкус дыма» / Пер. с англ. Татьяна Кухта
— М.: Синдбад, 2018
Что мы знаем об Исландии? Что там есть Бьорк и вулканы с невыговариваемыми названиями. Напрягшись, можно вспомнить, что в исландском языке в ходу буквы Х века, а тамошние жители в качестве фамилий до сих пор пользуются отчествами. Ну и совсем углубившись в тему, мы обнаружим, что в северном островном государстве практически построен коммунизм - без всяких шуток. В 1829 году, к которому привязано действие этого как-бы-детектива, что так и хочется назвать «экологическим», в Исландии было всё то же самое - разве что без Бьорк. И без горячей воды, и без электричества. Суровый край порождает суровый быт и суровые нравы. Отличающиеся прямо-таки ветхозаветной простотой. Никого не удивляет, что 33-летнюю служанку Агнес Мангусдоттир, с детства гнувшую спину в чужих домах, а теперь осужденную за соучастие в жестоком убийстве двоих хуторян, до отправки в Данию (в то время - «метрополию») помещают «на постой» в обычную фермерскую семью - и убийце предстоит ночевать в одной комнате с двумя юными дочерьми хозяйки. Впрочем, по тому, с каким состраданием автор описывает Агнес, сразу понятно, что с убийством всё далеко не так просто. А нам, российским читателям, помимо удовольствия от постепенного распутывания этого клубка воспоминаний, обид и былых романтических привязанностей, дается шанс дивиться этим удивительным краем, где возможен такой диалог:
- Знаете, как обычно называют стаю ворон? «Сговор», преподобный! Сговор!- Разве, госпожа Маргрьет? Мне казалось, что их называют «бессердечие».
2. «Счастье-то какое!». Под ред. Майи Кучерской
— М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018
Проблема счастья - женского, житейского, человеческого, философского и метафизического, давно волнует писательницу Майю Кучерскую. Выпустив несколько художественных книг на эту тему и одну - в соавторстве с психологом, Майя Кучерская решила спросить собратьев-писателей: счастье-то - оно какое? Свой ответ на этот основополагающий вопрос жизненной философии дают в форме короткого рассказа или подборки стихов коллеги Кучерской, известные профессиональные сочинители Водолазкин, Абгарян, Букша, Дм. Быков, поэты Гандлевский, Степанова, Воденников, а также - внимание! - ученики Кучерской, выпускники созданной ею Creative Writing School, чьи имена пока не на слуху, но, хочется надеяться, будут. Ничего предосудительного здесь нет: воспитать достойного ученика - один из самых прекрасных видов счастья, доступных смертным.
А нам, простым смертным читателям, дается счастье прожить каждый рассказ целиком, как раз на два часа в дачном кресле-качалке.
3. Екатерина Шульман. «Практическая политология. Пособие по контакту с реальностью»
— М.: АСТ, 2018
Имя кандидата политологических наук Екатерины Шульман хорошо известно всем, кто следит за «текущей повесткой» хоть по колонкам в респектабельных газетных и журналах, хоть по их бесконечным отражениям в социальных сетях, хоть по публичным лекциям, которые Екатерина регулярно читает в Москве. Теперь этот разнообразный и сытный контент оказался собран под одной обложкой. Заглянув под которую, любопытствующий читатель может узнать, как «люди становятся ближе (и почему социальная сеть снижает нужность государства для граждан)», кто суть «бенефициары мракобесия», почему «бабушки рулят (как демография будет влиять на политику)» и даже когда наступит «эпоха пост-этатизма», то есть государства после государства. Надо признаться: порою остроумные выкладки г-жи Шульман производят впечатление полевых антропологических исследований. Но Екатерина не прилетела с другой планеты, она сама одна из нас, она живет, что тоже многим читателям ее записок известно, на Рождественском бульваре, и как раз эта двойная гибридная оптика антрополога и обывателя придает ее ученым выкладкам необходимую стереоскопичность.
4. Владимир Доронин. «Рок-культура как современное воплощение традиции героев»
— Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2017
Самое, наверно, экзотическое и, если угодно, эзотерическое приобретение вашего обозревателя на Красной площади. Имеющее много общего с вышеупомянутой книгой Шульман. Здесь тоже явления, которые кажутся нам возникшими только в XX веке, оказываются протянутыми в далекое прошлое - в доисторическую эпоху богов и героев. И автор тоже занимает двоякую позицию исследователя и объекта исследования, являясь лидером рок-группы, рубящей dark folk. А dark folk из Тюмени — это, знаете ли, не то же самое, что dark folk из Тосканы. Примордиальная традиция, «люциферическое восстание», «наступление темных веков» - всё это в краю вечной мерзлоты, полярных ночей и сибирского панка воспринимается не как веселый праздничный карнавал, а как суровая ежедневность. Которую Владимир Доронин способен описать строгим научным языком кандидата философских наук, с отсылками к Эволе и Ницше. Из диссертации Доронина, собственно, эта необычная книга и выросла. Но, к счастью для читателя, на диссертации не остановилась.
5. «История чемпионата мира по футболу: с 1930 по настоящее время». Под ред. Т. Кальницкой
— М.: Эксмо, 2018
Накануне открытия в России чемпионата мира по футболу делать вид, что мы не имеем к нему никакого отношения, глупо и неприлично. Да, чемпионат — это не только праздник профессионального спорта и огромные расходы, но и нешуточный драйвер доходов - если суметь правильно ими распорядиться. «Эксмо», кажется, сумело - и выпустило нетолстый, красочный и чрезвычайно информативный альбом-энциклопедию, в котором в хроническом порядке «законспектированы», по развороту на каждый, все 21 «мундиаль», от Уругвая-1930 до России-2018: когда, где, кто и как. И, кстати, объясняется, когда именно к главному международному футбольному турниру FIFA приклеилось именно испанское название. Альбом относительно недешев - но окажется идеальным дополнением к закускам на столике перед телевизором - заполнить рекламные паузы и перерывы на протяжении всего чемпионата.