22.06.2018

«Обижаться на Родину глупо»

Поэт-фронтовик и бывший заключенный удостоен золотой звезды посмертно

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Фото: Владимир Бикмаев

На городской Аллее доблести и славы в Перми открыта плита памяти русского советского поэта, прозаика, участника Великой Отечественной войны Николая Домовитова (1918—1996). Имя и титулы стихотворца вылиты желтым металлом на гранитной плите.

Память литератора решили увековечить к столетию со дня его рождения — его отметят в декабре. Свидетельство об открытии именной звезды вручено председателю краевой организации Союза писателей России Владимиру Якушеву.


Николай Домовитов в пермской литературе признан одним из классиков.


- В семидесятые и восьмидесятые годы гости нашей писательской организации, общавшиеся с нашим товарищем, принимали его за человека благородных кровей, аристократа. Думали, некий уцелевший князь. Такие у него были манеры поведения и разговора, — рассказывает Владимир Якушев. — А он был человек что ни на есть рабочей закваски. Родился в Петрограде, окончил машиностроительный техникум... и в юности начал писать стихи. Ему выпала лихая судьба: война, лагеря, работа в шахте, — однако он остался мягким, дружелюбным человеком. Несмотря на такие качества, вся жизнь Николая Федоровича была воплощением принципов: не лгать, не изворачиваться, не лицемерить, исповедовать прямодушие, — которые он и нам завещал.

Обижаться на Родину глупо.

Я просить у ней много не стану.

Пусть тарелку бесплатного супа

В День Победы нальёт ветерану…

Первые стихи Домовитов напечатал в 1937 году. Работал в Каспийском пароходстве, писал в газету мореходов. В 1941 году в Баку вышел первый его сборник — «Паровоз». В июне того же года, незадолго до нападения нацистской Германии на Советский Союз был призван в Красную Армию, уже будучи обстрелянным солдатом — принял боевое крещение в советско–финскую кампанию. 

Воевал, на Ленинградском фронте был тяжело ранен. Фронтовой путь Домовитова был отмечен орденом Отечественной войны II степени и несколькими медалями.

В госпитале, сопоставляя сводки Совинформбюро, раненый неосторожно их «прокомментировал» и — с койки отправился в тюрьму.

Приговор гласил: десять лет заключения и пять лет поражения в правах. И в местах не столь отдаленных самородок из рабочего класса оставил по себе память: песню на слова Домовитова «Дальняя дорога» пели на пространстве от Владивостока до Колымы:

Дорогая, стоят эшелоны,

Скоро, скоро простимся с тобой.

Пулемёты поднял на вагоны

Вологодский свирепый конвой.

Нас, безвинно обиженных, много.

Но не видит никто наших слёз.

И куда поведёт нас дорога

Под железную песню колёс?

Отбыв срок, Домовитов работал на шахтах Донбасса проходчиком, монтажником. Последовала реабилитация. Николай снова смог работать в газете, руководил литературным объединением «Кочегарка» в Горловке. В 1956-м донецкое издательство выпустило его третью книжку стихов, «Запев». В 1959 году поэт принят в Союз писателей СССР. В 1961 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького заочно.

В шестидесятые же палитра творчества Домовитова пополняется прозой: выходят рассказы, очерки, повести, роман «Горькая рябина» (1966).

В 1969 году писатель переехал в Пермь и жил здесь до скончания дней. Здесь печатались его зрелые сборники, вышло значительное прозаическое произведение — документальная повесть «Иван Шуткин и его наследники» (1974). Проявил себя и в переводе — с азербайджанского, немецкого, коми-пермяцкого языков. В 1984 году стал лауреатом областной журналистской премии им. А. П. Гайдара. Виктор Астафьев, составляя антологию «Час России» (Москва, 1988), включил туда его строки. 

А в наши дни в борющемся Донбассе вторую жизнь обрели его «Незабудки», в девяностые годы положенные на музыку пермским бардом Евгением Матвеевым: 

Мы глаз не смыкаем четвёртые сутки,

А рядом с окопом цветут незабудки.

Солдат седоусый промолвил: — Цветочки

Точь-в-точь как глаза моей маленькой дочки.

И смотрят мне в сердце, совсем как живые,

Любви моей первой глаза голубые.

А рядом на майской зелёной полянке

Дымят иноземные чёрные танки.

Они у песчаного бруствера встали,

Танцует огонь на пробитом металле,

Они опустили тяжёлые пушки,

И снова нам годы считают кукушки.

Но только не верят вещуньям солдаты,

Мы молча запалы вставляем в гранаты.

Нам враг отдохнуть не даёт ни минутки,

Но мы не отступим.

 Цветут незабудки!

Отныне имя Николая Домовитова сияет в одном ряду с другим фронтовиком, видным прозаиком Олегом Селянкиным, поэтом, футуристом Василием Каменским, ярким представителем русского зарубежья Михаилом Осоргиным, автором «Капризки» Владимиром Воробьёвым, другим классиком литературы для детей, летописцем похождений второгодника Ивана Семёнова, Львом Давыдычевым.