18.09.2018

Россияне предпочитают соцсети художественной литературе

Большинство россиян чаще читают новости в социальных сетях и в СМИ, чем художественные книги или научные труды

Россияне предпочитают соцсети
Россияне предпочитают соцсети

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: selfcreation.ru

Однако разрыв оказался не настолько катастрофическим, как могло бы показаться. На вопрос, что вы читали за последнюю неделю, 39 процентов опрошенных честно признались - новости в социальных сетях, еще 38 процентов сделали выбор в пользу профессиональных СМИ. Вариант "художественную литературу" выбрал каждый третий (34 процента), и чуть меньше (30 процентов) - профессиональную и научную литературу. Гораздо любопытнее другая цифра - каждый четвертый в течение недели обращался к популярным блогам.


Самыми активными читателями оказались молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Особой популярностью у них пользуются новости в социальных сетях (56 процентов).


В отличие от старшего поколения, которое больше доверяет традиционным СМИ. Также активнее молодежь читает и художественную литературу - 38 процентов против 32 в старшей возрастной группе.

Еще одно любопытное наблюдение социологов -


художественная литература больше популярна среди женщин, чем среди мужчин (38 и 28 процентов).


Жители крупных мегаполисов больше интересуются художественными произведениями и чаще обращаются к научно-познавательной или профессиональной литературе. Лидирует, конечно, Москва (почти каждый второй житель), но другие города-миллионники отстают не сильно (около 40 процентов опрошенных).

Руководитель департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов обратил внимание на то, что молодежь является главным потребителем всех текстовых источников. Причина, по его мнению, в том, что сформировался новый тип информационного потребления, который можно назвать "субъективным". То есть человек сам формирует запросы на тексты, исходя из своих текущих интересов и предпочтений, и получает на них быстрый и легкий отклик.

"Интерактив, который наилучшим образом обеспечивают социальные медиа и блогосфера, создает ореол их востребованности, видимость свободы выбора материала и массового внимания аудитории", - объясняет эксперт.

Свою роль в продвижении чтения среди молодежи сыграли и электронные библиотеки. Они стали более доступными и обеспечивают стабильную популярность художественной литературы и нон-фикшн среди молодежи. Семен Львов особо отметил удобство и экономичность онлайн-библиотек и книжных сайтов, в то время как бумажные книги "постепенно становятся предметом премиального потребления и практически недоступны старшим поколениям".