12.10.2018

Выбор читателей. Кто получит «альтернативного Нобеля»?

12 октября в Стокгольме назовут имя лауреата литературной премии Новой Академии — призванной, по замыслу ее устроителей, стать «реальной альтернативой» взявшей паузу Нобелевской премии

Новая Академия финалисты
Новая Академия финалисты

Текст: Людмила Прохорова

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Итак, в 2018 году мир так и не узнал имя нового лауреата Нобелевской премии по литературе. За всю свою более чем столетнюю историю эта награда не вручалась лишь несколько раз, в основном во время Первой и Второй мировых войн, а еще в 1935 году, когда Нобелевский комитет не счел никого достойным.

2018 год остался без Нобеля по литературе из-за секс-скандала, главным действующим лицом которого оказался муж поэта и члена Шведской академии Катарины Фростенсон Жан-Клод Арно.

Но дело это, по сути, оказалось верхушкой айсберга и лишь показало, что в самой Шведской академии давно что-то прогнило - совсем как в соседнем (по литературе) Датском королевстве. Академики стали похожи на богов, они пренебрежительны, живут своей отстраненной и привилегированной жизнью, что вызывает естественное раздражение у других шведов. Но основные претензии накопились к самой закрытой (и не всегда бесспорной) системе выбора победителей.

О том, что скандал давно и далеко вышел за пределы библиотек и филфаковских аудиторий, свидетельствует тот факт, что ему в ходе "нобелевской недели" была посвящена специальная передача по российскому ТВ: «Домогательства и литература: Нобелевский скандал» на канале «Россия 24» с ведущим Стасом Натанзоном.

«С одной стороны, Нобелевская премия - это закрытый элитарный клуб, с другой - этот клуб давно вложил деньги в американские акции, поэтому мы понимаем его некую тенденциозность, — рассуждала одна из гостей передачи, писательница Мария Арбатова. — Когда я была студенткой Литературного института, у нас была поговорка: "Пишу нетленку на Нобелёк", но с каждым годом она линяла, линяла и линяла... Другое дело, что у нас все равно нет другой Нобелевской премии и придется ее терпеть такую».

На фоне недовольства действующей премией в "выморочный год" была учреждена Новая Академия Швеции. Группа из более чем ста шведских писателей, актеров и журналистов взялась присудить премию, которую они сами называют "альтернативной Нобелевской премией по литературе", и сделать все наоборот: выбрать победителя не тайно, а открыто; не горсткой академиков, а всем миром. Номинантов выбирали библиотекари — «люди с идеальной репутацией», как уверяют в оргкомитете премии. Правда, писатель и публицист Сергей Ильин (известный также как Ефим Дикий) в той же передаче заметил, что библиотекарей нельзя считать в полной мере «профессиональными» и «альтернативными» членами жюри. Да и в большинстве своем библиотекари — женщины, так что гендерного перекоса избежать сложно.

Как бы там ни было, в результате такого голосования было номинировано 47 авторов. Список выложили на сайте премии, где любой желающий мог проголосовать за понравившегося писателя. Участие в голосовании приняли более 30 тысяч человек со всего мира. В финал вышли французская писательница Мариз Конде, английский фантаст Нил Гейман, японский писатель Харуки Мураками и канадская писательница Ким Тхуи. Мураками, правда, вежливо отказался от участия. Официальная версия - писатель очень занят работой над новой книгой. Но многие предполагают, что он просто надеется когда-нибудь получить настоящую Нобелевку.

«Мураками входит в неофициальный Короткий список много лет, — замечает главный редактор «Иностранной литературы» Александр Ливергант. — Но вся работа Нобелевского комитета отчетливо говорит о том, что он никогда ее не получит. Те, кто входит в шорт-листы много раз, как недавно скончавшийся Филип Рот, премию не получают».

Тем не менее, о перспективах самой Нобелевской премии по литературе Ливергант отзывается весьма оптимистично: «Этот скандал прямо не влияет на значение и работу Нобелевской академии. Назначение финалистов и победителей Нобелевки - это вопрос эстетический, литературный. Я убежден, что премия и после этого случая останется наиболее крупной и престижной».

Пока же Нобелевская премия по литературе осталась в подвешенном состоянии, 12 октября в 12:00 по шведскому времени (13:00 по Москве) в Стокгольмской общественной библиотеке объявят имя обладателя «народной Нобелевки» от Новой Академии.


Предлагаем вам угадать, кто же станет ее первым и последним лауреатом. Ведь после торжественной церемонии награждения в декабре 2018 года Новая Академия будет распущена.


Правда, приз, который достанется победителю, остается неопределенным. Видимо, довольствоваться придется народной любовью. Ведь основатели премии, в отличие от Нобеля, не изобрели динамит, и миллиона долларов, как у Нобелевской премии, у Новой Академии для лауреата нет. Деньги и подарки собирают всем миром.

ДОСЬЕ

Мариз Конде. Родилась в 1937 году в Пуэнт-а-Питре, Гваделупа. Считается одним из наиболее выдающихся писателей Карибского региона. Является автором около двадцати романов и обладателем нескольких престижных литературных наград. Была профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке, но сейчас живет в Гваделупе и Франции. В своих произведениях она сосредоточена на том, как колониализм изменил мир и как пострадавшие от него пытаются вернуть свое наследие.

Ким Тхуи. Родилась в 1966 году в Сайгоне, Вьетнам. В десятилетнем возрасте покинула Вьетнам в качестве беженца. С тех пор живет в Канаде. Известна своими короткими и изящными историями о жизни беженца и иммигранта, в которых вьетнамский колорит сочетается с поисками своей идентичности в чужом мире.

Нил Гейман. Родился в 1960 году в Порчестере, Англия. В настоящее время живет в США. Начинал свою карьеру в качестве журналиста. Его графический роман "Песочный человек" имел огромный успех, превзойдя по проданным экземплярам даже комиксы о Бэтмене и Супермене. Обладатель нескольких международных наград и настоящая суперзвезда среди любителей фэнтези. Недавний выход телесериала "Американские боги", снятый по его роману, только упрочил его репутацию.