20.10.2018

Вадим Левенталь: «Настоящая книжка должна бесить»

Писатель, критик, редактор, публицист, издатель Вадим Левенталь рассказал на фестивале «Тверской переплет», зачем придумал свою «Книжную полку»

Книжная выставка-ярмарка Тверскй переплет
Книжная выставка-ярмарка Тверскй переплет

Текст: Элина Труханова

Фото: Александр Солодков

В этом году издательство «Флюид ФриФлай» начало выпускать серию  «Книжная полка Вадима Левенталя», на которую «встали» уже 14  произведений современных российских авторов, по разным причинам не печатавшиеся в других издательствах. И сегодня «Полку» называют уже событием не только в области книгоиздания, но и для российской культуры в целом.

- Серия затевалась год назад, - рассказал Вадим. - Это площадка для таких, в общем, хулиганских книжек, как я их для себя называю. Потому что лет 15—20 назад существовала целая поляна, лес издательств, которые выпускали совершенно разные книги и были друг для друга не бизнес-конкурентами, а конкурентами смысловыми, идейными, эстетическими. С одной стороны, была, например, редакция журнала «Октябрь», а с другой - «Ультра. Культура» Ильи Кормильцева. А потом потихоньку этот лес стали вырубать или он сам стал засыхать. Одно издательство закрылось, другое перепрофилировалось и перестало издавать современную русскую прозу, в третьем умер главный редактор…

В итоге, по словам Вадима Левенталя, сложилась ситуация, когда в стране осталось одно-единственное издательство, выпускающее современную русскую прозу, + «Редакция Елены Шубиной», которое из-за своего статуса не может позволить себе репутационные риски, то есть издание «сомнительных» литературных текстов. Однако, по мнению писателя, «дико важно, чтобы в лесу росли все деревья», поскольку при их отсутствии возникает ситуация застоя, когда публикуются одни раскрученные и «непровокационные» авторы, а у дебютанта нет шансов пробиться.

- Ситуация кажется очень нездоровой, когда есть один-единственный флот британской королевы, и он возит товары по Карибскому морю, а больше там не плавает никто, - образно представил существующий расклад в издательском деле молодой питерский писатель. - Если ты написал что-то хулиганское, что-то, не дай Бог, с матерными словами или поднял гей-тему, тебе ткнуться некуда, даже если это талантливо. Поэтому идея была в том, чтобы в этом «Карибском море», где плавает «торговый флот Ее величества», организовать такую маленькую пиратскую флотилию. Чтобы такие вот «лодочки» под флагами с черепами и костями немножко нападали на проходящие мимо торговые суда и будоражили это болото. Чтобы было весело, чтобы что-то начало происходить.

Потому что, по мнению автора «Маши Региной», «искусство - это не про успокоение в давно понятных смыслах».

- Книжка, если она настоящая, должна бесить. Хотя бы чем-то, - уверен Вадим Левенталь. -


Все великие книги современников бесили.


Огромное количество великих книг и их авторов у большой части их современников вызывали дикое отторжение: так нельзя! это против правил! против общественной морали! против политического курса правительства! И так далее… Так писать нельзя, такое издавать нельзя, автора вздернуть на дыбе и запретить его печатать! А мне вот этого как раз и не хватает. Был Илья Кормильцев, который делал «Ультра. Культуру», и  пока она существовала, она эту нишу заполняла. Отчасти эту нишу заполнял «Лимбус». Мне как критику дико не доставало чего-то на месте этой ниши. Что-то должно было быть. Вот так и получилось, что началась серия.