29.11.2018

Эксперты поспорили, есть ли будущее у российской иллюстрации

Почему так сложно найти детскую книгу, у которой был бы свой узнаваемый образ? Чем хорошая иллюстрация отличается от плохой? Как художнику доказать издателю, что он имеет право иллюстрировать детские книги?

Детские книги на nonfiction2018
Детские книги на nonfiction2018

Текст: Наталья Лебедева

Фото: Сергей Михеев

- С нашей иллюстрацией все в порядке, - уверенно заявляет директор Международного фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы "Морс" Анна Чефранова. - За четыре года существования нашего фестиваля мы четко поняли, что у нас есть своя российская иллюстрация, которая выделяется на общем фоне и известна во всем мире.

Но достаточное количество талантливых художников вовсе не означает, что они будут востребованы.

- Ежегодно наш вуз выпускает 15—20 по-настоящему талантливых ребят, но мало кому из них удается реализоваться в своей профессии, - рассказывает художник, преподаватель Московского политеха Евгений Подколзин. - К сожалению, издателю не нужны оригинальные и талантливые иллюстрации, ему нужно то, что будет покупаться. А кто покупает детские книги? Родители и бабушки. Вот им-то и старается угодить издатель.

Подколзина поддержала переводчик, специалист по детской книжной иллюстрации Ольга Мяоэтс, которая обратилась к издателям с большой просьбой не гнаться только за коммерческой иллюстрацией, а давать шанс в том числе и авторской.

Тем более что авторская иллюстрация тоже может прибыльной. Это доказало издательство "Эгмонт" и Артур Гиваргизов своими сериями "Город мастеров" и "Пестрый квадрат".

Про Артура Гиваргизова рассказывают, что у него есть папочка, куда он складывает работы понравившихся ему художников.

- Я просто очень люблю рассматривать картинки, - оправдывается он.

Зато, когда ему нужно найти иллюстратора для новой книги, он представляет себя ее главным героем, открывает заветную папочку и пытается найти картину, в которой этому герою было бы комфортно. Как только такая картина найдена, ее автор получает приглашение проиллюстрировать книгу. По словам Артура, этот метод его еще ни разу не подвел.

Но раз у нас есть талантливые художники, есть издательства, готовые приглашать их к сотрудничеству, почему же тогда не утихают разговоры об упадке отечественной иллюстрации.

Оказывается, не все так просто. Во все времена ценилась индивидуальность художника. Никто, например, не спутает иллюстрации Игоря Олейникова или Владимира Лебедева. А вот современная иллюстрация в большинстве своем сливается в единую однообразную массу. Можно, конечно, попробовать оправдаться тем, что мы живем в визуальном мире и картинки окружают нас повсюду, а значит, имитации и цитирования не избежать. Но вряд ли это объяснение устроит издателей и тем более читателей.

Возможно, издатели будет охотнее сотрудничать с молодыми иллюстраторами, если они смогут предложить по-настоящему талантливые и оригинальные вещи, которые будут органично смотреться не только на выставочном стенде, но и на обложке массовой книги.