10.12.2018
В этот день родились

Министр литературы

10 декабря отмечает 60-летие Владимир Григорьев, крестный отец главных государственных инициатив в области поддержки литературы

10 декабря отмечает 60-летие Владимир Григорьев, ответственный за бòльшую часть государственных инициатив в области поддержки литературы последних двадцати лет
10 декабря отмечает 60-летие Владимир Григорьев, ответственный за бòльшую часть государственных инициатив в области поддержки литературы последних двадцати лет

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фото: Виктор Васенин/РГ

«В это день родились» - это о ком? О бронзовых памятниках? Сегодняшний случай особый - ВВГ. Должность замруководителя Роспечати и фамилия Григорьев за 20 лет стали одним хештегом и мемом. Издатель и чиновник, внутренне свободный в море рынка и в коридорах власти человек - Владимир Викторович Григорьев придумал и реализовал впечатляющее количество государственно важных гуманитарных проектов. Ключевое в случае с Григорьевым: «если бы не он». Без Григорьева не было бы «Вагриуса» и «Большой книги», «Красной площади» и «Лицея», Института перевода и даже нашего портала «Год Литературы».


Итак, чего бы не было, если б не он? Слово писателям и книгоиздателям - для чистосердечных показаний по делу Григорьева в современной культуре.


Евгений Водолазкин, писатель, лауреат Яснополянской премии и премии «Большая книга»:



Он лечит книжников примочками и травами

Не поверив, что Владимиру Григорьеву - 60, полез в интернет. Из первой же статьи следовало, что искомое лицо - народный целитель. Знаток трав и мануальный терапевт. И хотя ничего не было слышно о случаях исцелений в Роспечати, я не удивился. То умение, с которым он многие годы справляется с вывихами нашей книжной индустрии, позволяло этого ожидать.

А теперь совершенно серьезно. То, что в наше непростое время делают люди из Роспечати, - это тихий подвиг. При очевидном недостатке средств (лекарственных, разумеется) продвигают нашу литературу за рубежом, поддерживают никому не известных авторов, угадывая в них будущих звезд. Для этого нужно не только руководить, но и, простите, читать. Быть критиком, редактором и обладать абсолютным литературным слухом. Это, как сказал бы Бродский, нормально. Да, нормально. Но - редко.

Владимир Викторович - с 60-летием!

Сергей Хлебников, генерал-лейтенант, комендант Московского Кремля:



Место встречи вдумчивых читателей изменить нельзя

Книжный фестиваль — не похожее ни на что из мероприятий на Красной площади. Да и слово «мероприятие» к нему не подходит.

Что очень важно: ведь и убеждать особо никого не пришлось. Есть у нас еще люди, которые читают книги. И этот фестиваль показал, как их много.

И какие люди!

Что касается формальной стороны дела, то свою роль сыграл, конечно, авторитет самого Владимира Викторовича. Нужна была решимость и готовность взять на себя ответственность. Как известно, судьба любого дела зависит от профессионального и нравственного уровня делающих его людей. И доверия к ним.

Лично у меня предложение Григорьева вызвало тихий восторг в душе. О вопросах организации дела, как и о дополнительных заботах для комендатуры и не думал, хотя, конечно, они были.

Загадка, на мой взгляд, в том, что ранее никто не решился (или не догадался) выйти с предложением провести такой фестиваль.

Он стал заметным: ежегодным местом встречи читающих и думающих людей. И, как у Пушкина, пусть «к нему не зарастет народная тропа»!

Елена Шубина, руководитель «Редакции Елены Шубиной» АСТ (прежде - главный редактор издательства «Вагриус»):



Ощущение азарта и миссии идет от него

Я, наверное, не ошибусь, предполагая, что большинство скажет о Владимире Григорьеве - «человек книги». И мне тоже хочется с этого начать. Времена издательства «Вагриус», одним из основателей которого был ВВГ, для меня были исключительно счастливыми. Это ощущение азарта и - не побоюсь сказать - некой миссии в книжном деле - шло от него. Когда ВВГ ушел в «большие руководители», в издательстве был траур. Но, как выяснилось, преждевременный. Начались другие «большие дела». Книжные ярмарки и фестивали, Институт перевода, «Лицей» и - любимое детище - литературная премия «Большая книга». Рождение премии почти совпало с днем рождения ее отца-основателя. В эти декабрьские дни - мои поздравления и благодарность за многолетнюю совместную работу.

Ольга Славниковаписатель, лауреат «Русского Букера» (2006) и «Яснополянской премии» (2018), ставшая одним из открытий издательства «Вагриус»:



"Вагриус" выстрелил созвездием женских имен

Каждый писатель помнит свое первое издательство, как всякий из нас помнит свою первую любовь.

В девяностые, в начале двухтысячных «Вагриус» воспринимался как наш «Галлимар». В годы дикого книжного рынка, распираемого переводным и отечественным трэшем, «Вагриус» взялся выпускать современную российскую прозу. Знаменитая «Черная серия», которую затем сменила более элегантная «Серая серия», включали все главное, что создавалось топовыми отечественными авторами. А была еще серия «Женский почерк». Авторов-женщин тогда воспринимали в контексте «лавбургеров». А вагриусовская серия выстрелила целым созвездием имен: Людмила Улицкая, Людмила Петрушевская, Ирина Полянская, Марина Палей, Нина Садур. Возможно, сегодня феминисткам не понравился бы такой издательский проект. Но тогда это был правильный ход, многое поставивший на свои места.

Именно в серии «Женский почерк» впервые вышел мой роман «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки».

Совершенно неповторимо ощущение, когда в первый раз чувствуешь в руке тяжесть тобой написанного тома. Когда вдруг в метро замечаешь пассажира, с головой ушедшего в этот том, а ты стоишь рядом, неузнанный. Когда даешь первую автограф-сессию, как-то неловко держишь ручку и больше всего боишься наделать грамматических ошибок.

Все это у меня связано с издательством «Вагриус», с тем милым осликом, что служил издательству эмблемой и оказался упрямым достаточно, чтобы в трудные годы вытащить из трясины тяжелый воз современной российской словесности.

Максим Амелин, лауреат премий Солженицына, «Поэт» и «Книга года» (2017), главный редактор издательства ОГИ и многотомной Антологии литературы народов России:



Напомнил, что национальные литературы живы

Смелость, профессионализм, ответственность — качества, присущие Владимиру Григорьеву. Не так часто, как хотелось бы, встретишь их у чиновника в наше время. В полной мере они проявлены им в проекте «Современная литература народов России». Вот уже и третья антология готова — «Проза», которую пишут сегодня в РФ на 50 языках, два фестиваля национальных литератур состоялись, два форума переводчиков… А все началось с малого — с идеи показать национальные литературы, о которых почему-то надолго забыли. Но никто не представлял себе, что их так много и они живые. Владимир Викторович лично взял на себя весь груз ответственности, убедил кого надо, что это важный государственный проект. В довольно горячих спорах, а В. В. — убедительный полемист, были выработаны основные принципы не только отбора, но и подачи материала, вплоть до книжного формата, макета и оформления. Тут сказалась его многолетняя издательская практика. Проблем и вопросов в процессе работы было и есть очень много — и на поддержку и помощь В. В. всегда можно рассчитывать. Но надо сказать и о его скромности — ни разу он не попытался сказать: «Это все я!», хотя имеет на это полное право.

Шамиль Идиатуллин, писатель, призер «Большой книги»:



Книжному миру нужен этот пламенный мотор

Фамилия Григорьева была основой слова "Вагриус", с которого для меня, как и многих, начался новый книжный мир. И сегодня Григорьев остается основой и пламенным мотором процессов, которые позволяют нашему книжному миру вертеться и жить дальше.

Сергей Беляков: писатель, заместитель главного редактора журнала «Урал», призер «Большой книги»:



Да просто сделан из другого теста

Есть люди, чье превосходство признаешь сразу и безусловно. Их единицы. Именно таков Владимир Викторович Григорьев. Он исключительно умен, блестяще образован, талантлив. Но главное в другом: он человек как будто совершенно другой природы, сделанный из другого теста.

Юрий Буйда, писатель, призер Большой книги, один из авторов «Вагриуса»:



Дочитывает книги до конца - что в наше время редкость

В 90-е годы, во времена "разброда и шатаний", он создал дом для русской литературы - издательство «Вагриус», которое выпускало книги не только прибыльные, но и хорошие. В середине нулевых создал дом для литературной жизни - премию «Большая книга». Но для меня Владимир Григорьев - внимательный читатель, обладающий хорошим вкусом и дочитывающий книги до конца, что в наше время - большая редкость.

Марина Степнова, писатель, призер «Большой книги»:



 Он весь какой-то жизнеобразующий

Григорьев - это «Вагриус», Институт перевода и "Большая книга". Жизнеобразующие проекты для современной русской литературы.

 

Павел Басинский, писатель, литературный критик, лауреат «Большой книги», председатель жюри первого сезона премии «Лицей»:



Самый странный на свете чиновник

Владимир Викторович Григорьев - самый странный на свете чиновник. Как я понимаю, чиновник - это человек, который должен ограждать себя от любой ответственности, сваливая ее на другого. А Григорьев все время что-то придумывает, и ответственность за то, что он придумывает, - всегда на нем. Не получится, скажут: у Григорьева не получилось! Не у кого-то. У него. И так было со всеми его великими идеями: с «Большой книгой», с «Красной площадью», с «Лицеем».

Просто всегда получалось. Получалось - и все! То ли рука легкая, то ли удача всегда на его стороне… А на самом деле - просто умеет. И любит свое дело. 

Борис Куприянов, издатель, директор независимого книжного магазина «Фаланстер», президент Книжного альянса:



Слава богу, он не мой начальник

Так как начальников у меня вообще нет, я смотрю на Владимира Викторовича и радуюсь. Потому что быть его подчиненным, наверное, крайне трудно. Он требовательный, у него масса идей, с ним сложно спорить, потому что спор получается аргументированный, его, наверное, трудно обмануть, но иметь, мне кажется, в книжной индустрии, на книжном поле такого патрона, как его, очень важно.

Владимир Викторович сам был издателем и прекрасно знает, что такое быть издателем. Знает, что такое книга и что такое ценность книги. Редко министр в России может похвастаться таким знанием предмета.

Слава Богу, в России подняли пенсионный возраст! Так что Владимир Викторович еще долгое время будет пестовать нерадивых издателей, направлять их на путь истинный, спорить, ругаться с ними, доказывать, объяснять.

Сергей Кайкин, руководитель Генеральной дирекции международных книжных выставок и ярмарок:



Он в нашей отрасли - большой болельщик

Владимир Викторович - профессиональный человек, очень глубоко знающий отрасль и стоящие перед ней проблемы, и он делает действительно очень много. Он делает все, чтобы отрасль менялась, становилась более современной, с одной стороны, а с другой - отвечала на вызовы времени. Он очень высокопрофессиональный управленец, высокопрофессиональный чиновник в хорошем смысле этого слова. Редко встретишь человека, который действительно болеет за дело, которым занимается. Желаю, чтобы не иссякала энергия и чтобы его окружали такие же профессионалы, так же болеющие за отрасль и делающие все для ее развития.

Денис Давыдов, куратор площадки «Электронная книга/Книгабайт» на фестивале «Красная площадь»:       



Решает, так решает - без банальностей

Для меня Владимир Григорьев - это человек, который ясно видит цель и всегда ее достигает. И при этом он достаточно креативный, все решения его не банальны. Ему всегда интересно участвовать в проектах. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Мария Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки:



Who is Mr. Григорьев?

Великий и ужасный волшебник страны Книг. Невероятно обаятельный и привлекательный мужчина в самом расцвете сил. С ним сложно, нервно, но безумно интересно.

Олег Новиков, президент издательской группы «Эксмо-АСТ»:

Владимир Викторович – один из тех атлантов, которые держат на своих плечах  книжный рынок в России. А делать это непросто. Всего несколько лет назад раздавался дружный хор голосов, предвещавших традиционной бумажной книге полное исчезновение. Падали тиражи, в интернете вольготно чувствовали себя пираты… Но книга осталась и по-прежнему остается основой основ культуры, образования, интеллектуального потенциала страны. И Владимир Викторович был тем, кто ни на минуту не терял оптимизма и генерировал одну идею за другой в поддержку книги и чтения. Я очень рад, что у нашей отрасли есть такой руководитель, который чрезвычайно трепетно относится к каждому вопросу, связанному с книгой. Уверен, впереди нас ждет множество новых масштабных проектов – книжных фестивалей, литературных премий, а главное – новых прекрасных книг и новых имен в национальной литературе. С днем рождения, уважаемый Владимир Викторович!

Нина Литвинец, программный директор Института перевода:



Что я больше всего ценю в мужчинах

Во-первых, коллега. Мы оба издатели. Так получилось, что в девяностые и «Радуга» (тогда еще государственное издательство), и «Вагриус» (одно из первых частных) осваивали вхождение в российский книжный рынок, который тогда формировался. И мы дружили издательствами - не против кого-то, что нередко бывает в конкурентной среде - но просто дружили. По причине взаимной симпатии.

Во-вторых, начальник. Восемь лет мне посчастливилось работать под руководством ВВГ. Как начальник он не подарок, это все знают, впрочем, и я как подчиненная не сахар. Мы были полными единомышленниками в стратегических вопросах, но по тактике ругались порой отнюдь не в парламентских выражениях. При этом производственные разногласия никогда не переносились на личный уровень. К чести ВВГ.

В-третьих, друг. Я знаю, что если у меня жизни возникнет какая-то серьезная проблема, мне есть к кому обратиться. И знаю, что Володя мне поможет. А это дорогого стоит. Впрочем, по мелочам его лучше не дергать, он вечно в цейтноте.

Ну и наконец - объект любви. Я люблю эту фантастическую, бьющую ключом энергетику, создающую сплошные неудобства для тех, кто хотел бы «отсидеться» и «не перенапрягаться», это умение задрать планку любого дела так высоко, что, кажется, сделать так просто невозможно, а потом вдруг замечательно получается, это великолепное чувство юмора, удивительное сочетание простоты, демократичности и светскости, блистательный ум и уникальную эрудицию (что я больше всего ценю в мужчинах) и, наконец, бездну личного обаяния. Вот такой он, наш ВВГ.

Ваша карта Beatles

Избранные изречения из интервью Григорьева, данных разным изданиям в разное время

  • "Я как-то вдруг ощутил, что мы куда-то катимся"
  • "Кто-то из авторов выстрелил, у кого-то не вышло"
  • "Нам удалось сдвинуть с мертвой точки премиальный процесс"
  • "Такой плотный сильный библейский текст! Оказалось, что это женщина - живая, интересная, глубокая"
  • "Счастлив тем, что меня продолжают преследовать сны, видения, наплывают новые интересные мысли"
  • "Смех продлевает жизнь до положенного ей срока"
  • "Если им нужен человек, они его в себя влюбят"
  • "Будьте спокойны, я прошел восемнадцатимесячную комплексную проверку всех налоговиков и признан чистым перед державой"
  • "Здесь явно не хватало человека из книжного бизнеса"
  • "Крутым ребятам нет резона мараться с книжниками"
  • "Спору нет, телекиллеры прекрасно сделали свою работу"
  • "Нельзя жить надеждой на внуков, которые будут лучше нас и решат то, что мы не решили. Это самообман"
  • "При известном старании и раньше можно поспеть"
  • "Постараюсь поспеть везде, хотя понимаю, что это невозможно"
  • "У меня на айпаде закачано 3,5 тысячи текстов, хотя использую его только в путешествиях"
  • "Пропагандой (в хорошем смысле этого слова) надо заниматься всегда и везде"
  • "Нет времени у родителей - приучать детей к великому русскому слову"
  • "Первый раз я пошел в первый класс, когда пошел в школу сам, а теперь пойдет уже мой третий ребенок"
  • "Как дозировать, как сбалансировать — не было таких исследований, нет таких преподавателей"
  • "Кому-то нравится Проханов или Алексей Иванов. А кому-то Дима Глуховский"
  • "Ребята, а где у нас талантливые романы, которые помогают осознать, что с нами произошло за 20 лет?"
  • "То, что помогает сделать бестселлер — находится на кончиках пальцев"
  • "Страшновато становится, когда тяга к познанию заточена исключительно на политику"
  • "А вообще я бы издал книгу про ложь в преподавании истории в двух томах. От лица американского и русского авторов. Сравнение двух выдающихся империй ХХ века. Обе врали своим гражданам"
  • "Способы монетизации — это не совсем моя компетенция"
  • "Это же не олимпиада и не чемпионат мира, это процесс"
  • "Когда недоброжелатели пишут всякие гадости, что все куплено, ответственно говорю: «Чушь собачья!»
  • "Я помню с детских лет застольные обсуждения феноменальных операций и случаев из медицинской практики"
  • "Я занимался гандболом и уже к 10 классу был в команде мастеров. Могла бы состояться спортивная карьера"
  • «Конечно, The Beatles - сильнейший для меня импульс. В 3 классе у меня был шеф из 7 класса. Он мне подарил пленку с Abbey Road»
  • "Здесь явно не хватало человека из книжного бизнеса"







https://godliteratury.ru/events/grigorev-kultura-rospechat-salondulivre