01.02.2019

«…Всю жизнь готовился к большой литературной работе»

Родственники Георгия Буркова выпустили в Перми обновленное издание записок актера

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

На пермских прилавках появилась книга "Георгий Бурков. Предчувствия судьбы". Это обновленное издание записок знаменитого советского актера, игравшего в инсценировках классики, снимавшегося в фильмах, входящих в "золотой фонд" отечественного кино.

В издание вошли четыре текста, которые можно отнести к разным жанрам, однако сходных стилем повествования: «Дневники. Повесть о том, как я родился, жил и умер, так и не догадавшись ради чего», воспоминания «Василий Макарович Шукшин», «Письма к другу» — исповедь-размышления и набросок ненаписанного романа "Над гнездом кукушки. Советский вариант». В 1998 году книга с ними вышла впервые в Москве под названием "Хроника сердца".

Теперь том выпущен пермским издательством «ОТ и ДО» под эгидой «Культурного центра Г. И. Буркова» тиражом 3000 экземпляров. Как и в издании «Вагриуса» двадцатилетней давности, писания артиста сопровождаются предисловием вдовы Георгия Ивановича Татьяны Ухаровой от 1997 года.

Отчего я так мучительно переживаю разрыв с Родиной? Здесь, в центре Москвы?! Живу не в Америке, не в Австралии, не на Гавайских островах, а тоскую по Родине так, как будто я разлучен с нею навеки. Существует огромная, необъятная и неуправляемая страна, я родился и вырос в этой стране и обречен вечно страдать и мучиться от невозможности что-либо сделать для нее. Лишь смерть обнаружит, чего я стоил для Родины. Пока я жив, я вынужден вслепую делать то, что, как мне кажется, является духовной ценностью, что необходимо для моего народа. Я уверен: писать сейчас нужно совсем просто. До безграмотности! И в этом величайшая сложность заключена. Потому что «безграмотно» может писать в наши дни только истинный гений. «Безграмотность» должна выражаться не в форме лишь, а в беспощадной ломке всяческих духовных пирамид, сооруженных «навечно» на каждом шагу. Простой народ понял, наконец, секреты жизни и неумело еще, но довольно решительно и со все большей бессовестностью входит во вкус. Но не об этом сейчас. Отвлекся. Итак, у меня нет Родины.

Только что прошелся по Кирилло-Белозерскому монастырю. Нарочно не останавливался, не влезал внутрь. Сразу-то захлебнуться можно. В такие моменты обретаешь Родину. Внезапно и с удивлением даже, каждой клеткой понимаешь, что ты русский и живешь в России. Уж такова судьба наша горькая: живешь, живешь, пройдешь большую часть пути, потом вдруг стукнет будто тебя кто-то, опомнишься и бросишься искать Родину. И начинаются невыносимые страдания о бессмысленно потерянном времени, об утраченной в черт знает чем жизни. Вот ведь какая дьявольщина получается. Отчего?

Не «Русь уходящая», а «Русь возвращающаяся», «Русь, восстающая из пепла».

Из «сюжета» «Над гнездом кукушки»

Все эти тексты складывались в позднесоветские десятилетия с их идеологической эрозией и являют сегодня характерную картину образа мыслей интеллигента эпохи «застоя» и поры перестройки.

Знаменитый актер театра и кино, создатель неповторимых образов в ряде кино- и телефильмов, близкий друг Василия Шукшина Георгий Бурков (1933—1990) родился в Перми, здесь окончил школу, поступил в государственный университет на юридический факультет и одновременно начал заниматься в театральной студии. Впоследствии писал, что главным образом получал свое образование в областной библиотеке им. А. М. Горького.

Юрфака не окончил, а стал искать места на профессиональной сцене и нашел — в Березниках. В Березниковском драматическом театре он проработал три года в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов, и в Пермский театр драмы перешел уже опытным актером, затем переехал в Кемерово.

В 1964 году познакомился с именитым режиссером Борисом Львовым-Анохиным, после чего наконец поступил в труппу Московского театра им. К. С. Станиславского. Позднее служил в «Современнике», МХАТе им. Горького, Театре им. А. С. Пушкина. Сыграл заметные роли в спектаклях по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя, «Вассе Железновой» М. Горького, «Господам Головлёвым» М. Салтыкова-Щедрина, сочинениям А. де Сент-Экзюпери, Виктора Розова и других классиков.

Создал ряд запоминающихся образов в фильмах «Печки-лавочки», «Они сражались за Родину», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Калина красная», «Гараж», «Старики-разбойники», «О бедном гусаре замолвите слово» и многих других лентах. В 1988 году возглавил «Центр искусств и культуры им. Василия Шукшина».

В последние годы жизни он систематизировал свои дневники, легшие в основу данной книги, — сообщил двоюродный племянник артиста, принимавший участие в работе над «Предчувствиями», Антон Гоголев. — Последовательно описаны моменты, повлиявшие на судьбу актера, судьбоносные встречи. Отражены пережитые ситуации, множество противоречий, внутренняя борьба. Немало критических суждений по поводу власти. Бурков всю жизнь готовился к большой литературной работе, однако кроме интервью и газетных статей, ничего не публиковал. Он писал для себя, - повторил тут Гоголев предисловие к изданию «Вагриуса». - И теперь у всех, кто когда-либо встречался с образами, созданными Георгием Ивановичем, есть уникальная возможность узнать, каким он был. Перед вами жизнь, полная страданий, ошибок, прозрений, - картина поисков души.

Том имеется в ведущих библиотеках города и вузов.

В 2018 году исполнилось 85 лет со дня рождения блистательного артиста. По такому случаю в Перми в новом парке близ строящегося жилого квартала был открыт памятник актеру работы скульптора Алексея Залазаева. И предпринято переиздание литературного наследия Буркова.

Также на доме № 111 по улице Уральской, где жила семья артиста, имеется мемориальная доска, посвященная памяти как артиста, так и его отца — Ивана Григорьевича Буркова, который был главным механиком завода им. В. И. Ленина.