29.03.2019

К 210-летию Гоголя — музыкальный «гоголь-моголь»

Увидеть спектакль, отмеченный «Золотой маской», можно на онлайн-фестивале «Дубль дв@»

спектакль мертвые души
спектакль мертвые души

Текст: Валерий Кичин

Фото: фрагмент трейлера

«Мертвые души» - мюзикл Александра Пантыкина - один из хитов онлайн-фестиваля кино и театра «Дубль дв@», который в десятый раз пройдет на сайте «Российской газеты» и доступен для бесплатного просмотра в любой точке планеты со 2 по 12 апреля.

Мировую премьеру «Мертвых душ» Свердловский театр музыкальной комедии - неоспоримый лидер России в жанре мюзикла - выпустил десять лет назад к двухсотлетию Гоголя.


Юбилей классика отметили дерзко: взяв мотивы едва ли не всего его творчества, замутили крутой «гоголь-моголь» - так и определили ненормальный жанр спектакля.


Поэт Константин Рубинский написал либретто, за которым стоит серьезное углубление в мир Гоголя, в сам воздух его поэмы, разорванный в куски болью за Россию. Как поднятые взрывом, на зрителя сыплются осколки этого мира - цитаты, фразы, мотивы «Сорочинской ярмарки», «Ревизора», «Тараса Бульбы», «Женитьбы»… Театр создал свою трагикомическую логику развития действия - настолько непредсказуемую, что спектакль, по названию хрестоматийный, захватывает с первых минут и несет вас на мощной волне эмоций к финалу - неожиданно тихому и ошеломляюще грустному.

В музыке Пантыкина ничто не напоминает ни о том, что ее написал кумир поколений «дедушка уральского рока», ни о том, что мы слушаем ее в стенах опереточного театра. Она сложна для исполнения и проста для восприятия, ее ближайшие соседи по музыкальному стилю - Прокофьев, Шнитке, Щедрин. Вихревое, неостановимое, «наводящее ужас движенье» в наглухо запаянном кольце - главный образ спектакля. В центре - весьма неожиданный Чичиков: молодой авантюрист, прямой наследник Хлестакова, который тоже материализуется в мистической, словно по волшебству явившейся фигуре спектакля. В финале ему предстоит, сбросив малиновый сюртук, стереть с лица грим и предстать просто человеком, которому не повезло родиться в стране, где все мухлюют и чем-нибудь торгуют, от мертвых душ до совести. Оба оказываются способными учениками общественной ситуации. Оба, судя по прикидам, отбывают в нашу современность, где подарят стране новых Чичиковых. И не будет этому туннелю конца.

«Золотая маска» увенчала «Мертвые души» четырьмя премиями, все главные: лучший режиссер (Кирилл Стрежнев), лучший дирижер (Борис Нодельман), лучшая музыка, лучший спектакль.

Смотрите спектакль на сайте d2.rg.ru.