Текст и фото: Анна Шепелева/РГ, Самара
В самарской областной универсальной научной библиотеке в рамках всероссийской акции "Библионочь" сыграли премьеру документального спектакля-променада "Экземпляры", участниками которого стали все, кто пришел в этот субботний вечер в одно из самых больших книгохранилищ страны.
В субботу в библиотеке было непривычно многолюдно. Среди читателей-зрителей оказалась и корреспондент "РГ". Представление началось с экскурсии по библиотеке. Залы XVIII и XIX веков (а в самарском «книжном храме» есть и такие, на следующий год ему исполняется 160 лет) напомнили о том, что когда-то чтение ради развлечения не практиковалось. Впрочем, первые российские энциклопедии и труды Екатерины II - это еще не все сокровища. В отделе редкой книги нам показали первую рукопись, которая была написана в Самаре в 1628—29 годах. Правда, в оцифрованном виде, оригинал хранится в Российской национальной библиотеке. Зато мы стали свидетелями каллиграфического перформанса-реконструкции уникального манускрипта. Художники, вооружившись перьями и согнувшись под яркими лампами, в академической тишине "переписывали" историю.
Затем гостям показали святая святых - отдел книгохранения в подземных этажах огромного здания с отдельными залами периодики. Но если молодежь живо интересовалась книгами, буклетами, журналами и афишами, то автор этих строк не сводила глаз с сотрудницы библиотеки. Четверть века назад мы, студенты филфака самарского университета, считали ее небожительцей. Тогда она была молодой девушкой и работала на выдаче литературы из хранилища, книги поднимали на лифте. Мы, студенты, были уверены, что от ее благосклонности к нам зависит, получим ли мы вожделенный фолиант. Сбегали с лекций, чтобы успеть получить книгу для своего курса, конспекты писались до последнего звонка (мелодичный звонок до сих пор объявляет о конце рабочего дня в библиотеке).
— Когда-то мы ограничивали посещение читальных залов библиотеки для студентов в выходные, так много было желающих попасть. Но и сейчас каждый день интересуюсь, сколько у нас посетителей - не менее сотни, - с гордостью информирует главный библиотекарь отдела основного книгохранения Елена Торжкова.
Все эти годы Елена проработала на одном месте, в одном отделе. И таких в библиотеке немало. В том числе таким вот старожилам и был посвящен спектакль, который давали в музыкальном зале. История пьесы проста. Современный самарский драматург Сергей Давыдов так проникся духом библиотеки (здесь сейчас базируется местный театр "Город"), что не мог пройти мимо такой фактуры. Он проинтервьюировал сотрудников книгохранилища, из их монологов и состоит спектакль. Но а то, что пьесу сыграли не на сцене с декорациями, а в естественной обстановке - читальном зале, только добавляет документальности постановке.
Завсегдатаи этого места без труда угадывают прообразы героев. Сотрудники библиотеки (от гардеробщиков и водителя до завотделов) рассуждают о том, почему они здесь работают, невольно пересказывая свою жизнь, вспоминая читателей-чудаков и задаваясь вопросом: что дальше? Что ждет библиотеку в век интернета? Самарское книгохранилище ежегодно пополняется не менее чем тремя тысячами экземпляров (библиотека входит в десятку самых крупных в России), активно идет оцифровка. А вот показатели посещаемости не растут, как и по всей стране. Хотя библиотека уже давно перестала быть местом, где даже пошептаться нельзя (а ведь раньше мы, студенты, заранее доставали шоколад из фольги, чтобы не оскорбить хрустом читающих): здесь и театр, и киноклуб, и выставочное пространство, и масса всевозможных мастер-классов.
Но все же главное, чему может научить библиотека, - это вдумчивое неспешное чтение, как и во времена Екатерины II, не только ради развлечения.
В студенчестве мечталось, вот бы остаться здесь на ночь, - нам не хватало времени начитаться!
И вот четверть века спустя мечта сбылась. Библиотека приглашает читателя даже по ночам. И в эту ночь огромные залы не были полупустыми. Хочется верить, что на «Библионочь» самарцы пришли не только ради оригинальных селфи и постов, а чтобы подумать вместе с актерами и сотрудниками над судьбой любимой библиотеки. Ну а "на посошок" в фойе книгохранилища - кофе под названием "Любимый напиток Бродского"...