23.04.2019

Владимир Зеленский и ещё 5 президентов от искусства

Пять человек, пришедших, подобно Владимиру Зеленскому, из мира искусства и шоу-бизнеса, чтобы бороться за высшие государственные посты

Пять человек, пришедших, подобно Владимиру Зеленскому, из мира искусства и шоу-бизнесав в президенты
Пять человек, пришедших, подобно Владимиру Зеленскому, из мира искусства и шоу-бизнесав в президенты

Текст: Фёдор Косичкин

Фото: kvartal95.com

Неожиданная победа киноактера, шоумена и удачливого продюсера Владимира Зеленского показала: для того, чтобы стать президентом большой страны, не обязательно cтроить долгую политическую карьеру. Достаточно построить карьеру в искусстве. Мы не будем здесь обсуждать политические перспективы Семена Слепакова и Сергея Шаргунова, а вспомним, кто из писателей претендовал - и порой небезуспешно - на то, чтобы быть не просто властителем дум, но главою нации?

  1. Вацлав Гавел (1936—2011)

Драматург, диссидент, последний президент Чехословакии (1989—1992) и первый президент Чехии (1993—2003). Самый известный писатель среди президентов и самый влиятельный президент среди писателей, друг западных рок-звезд и интеллектуалов, и сам эмблематичный  богемный интеллектуал, «жегший свечу с двух концов», то есть совмещавший сосредоточенную утреннюю работу с ночными бдениями. Самое известное его «произведение» - «бархатная революция» 1989 года, навсегда связанная с именем Гавела. 

  1. Марио Варгас Льоса (р. 1936)

Излишне напоминать, что перуанец Варгас Льоса - лауреат Нобелевской премии по литературе 2010 года, последний из плеяды кудесников латиноамериканского магического реализма. Менее памятно, что в 1990 году, будучи уже признанным писателем, он выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах - и, совсем как Зеленский, стал лидером первого тура, набрав треть голосов избирателей с жесткой экономической программой в духе «чикагской школы». Но его противники сумели собраться (в частности, зачитывая по радио неоднозначные цитаты из его художественных произведений, уверяя, что это его предвыборная программа), и во втором туре Варгас Льоса проиграл Альберто Фухимори. После чего уехал в Лондон, принял испанское гражданство и, к счастью для нас всех, сосредоточился на литературе.

  1. Звиад Гамсахурдия (1939—1993)

Переводчик, доктор филологических наук, председатель Верховного Совета Грузинской ССР (1990—1991) и первый президент Грузии (1991—1992).

Сын классика грузинской литературы Константина Гамсахурдия рос так, как и растет «золотая молодежь» в маленьких южных странах: большой хлебосольный дом, много вольнодумства и шалопайства и между прочим учеба на факультете иностранных языков - где же еще. Впрочем, советский принц Звиад оказался небесталанным филологом: он переводил на грузинский Шекспира и Оскара Уайльда, изучал старых английских и новейших американских писателей, даже стал в советское время доктором филологических наук и главным редактором литературно-публицистического журнала. Перестройка увлекла пылкого патриота в пучины политики - и кончилось это плохо и для его родной Грузии (многоопытному Шеварднадзе долго пришлось разбирать наломанные предшественником дрова, и так до конца он это сделать не сумел), и лично для Гамсахурдии - он то ли погиб, то ли покончил жизнь самоубийством, прячась в горах от преследователей. 

  1. Владимир Некляев (р. 1946)

 Белорусский поэт, прозаик, лауреат премии Ленинского комсомола (1979) и Государственной премии Республики Беларусь (1998), председатель Союза белорусских писателей в 1998—2001 годах, кандидат в президенты на выборах 2010 года. Признанный поэт, волевой человек, Владимир Некляев с конца девяностых находился в открытой оппозиции к белорусскому политическому истеблишменту, сплоченному вокруг Александра Лукашенко. Тем не менее, в 2010 году он сумел, на волне запущенной им общественной кампании «Говори правду», зарегистрироваться в качестве официального кандидата на президентских выборах - и набрать на них, по яростно оспариваемой им официальной информации, меньше двух процентов голосов. После чего его ожесточенный конфликт с властями, включавший в себя и пребывание за решеткой, продолжался еще долго - но сейчас, к счастью, перешел в более цивилизованное русло.

  1. Ксения Собчак (р. 1981)

Упоминание Ксении Собчак в этом ряду курьезно, но, тем не менее, формально уместно: ставши популярной телеведущей, она опубликовала от своего имени несколько вполне успешных книг в востребованном жанре «пособие для начинающих гламурок» и, как некоторые, возможно, помнят, на полном серьезе участвовала в президентских выборах 2018 года. Тогда это показалось какой-то непонятно кому и кем рассказываемой сказкой, но триумф Зеленского снова напомнил: мы рождены, чтобы сказку сделать былью. Во всяком случае, некоторые из нас.