26.04.2019
Литературные музеи

Дом как дом. В гостях у Диккенса на Даути-стрит

Четыре этажа в доме, находящемся по адресу 48 Doughty Street, Camden Town, — именно здесь бывший актер и журналист Чарльз Диккенс станет знаменитым писателем

Текст: Анна Матвеева


Единственный из сохранившихся в Лондоне домов, где проживал Чарльз Диккенс с семейством,


находится в Холборне, на тихой сонной Даути-стрит. Писатель переехал сюда через год после женитьбы на Кэтрин Хогарт - здесь появятся на свет его дети, настоящие (дочери Мэри и Кейт) и книжные (знаменитый Оливер Твист и мистер Пиквик). Здесь Диккенс понесёт тяжёлую утрату, когда на его руках скончается любимая свояченица и муза. Именно в этом скромном жилище бывший актёр и журналист Чарльз Диккенс станет знаменитым писателем, которым восхищается весь мир.

Что привело вас в Лондон?

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года близ Портсмута, в семье служащего Военно-морского казначейства - был старшим из шести детей. Родители мальчика любили театр и весёлую жизнь - с поощрения отца маленький Чарльз пел и плясал на радость выпивохам в местных пабах. Детство его было беззаботным, пока не случилась первая трагедия - смерть Фанни, любимой сестры Диккенса. Он будет скорбеть о ней всю свою жизнь.

Следующим ударом стал переезд семейства в Лондон - то есть, конечно, в самом переезде ничего плохого не было, вот только родителям с их богемными замашками не хватало денег на жизнь в столице, где соблазн погонял соблазном. Мать отправила на заработки Чарльза - десятилетний мальчик с утра до вечера клеил ярлыки на бутылки с ваксой, а отец, тем временем, коротал дни в долговой яме. Да, жизнь маленьких страдальцев Диккенс описывал явно не по чужим рассказам! Впереди у него - служба клерком в одной из лондонских контор и, для души, выступления в театре. Он мечтал стать актёром, но стал вначале журналистом - писал для «Зеркала парламента», а затем и писателем - первый сборник вышел, когда Чарльзу исполнилось 24 года. Его творчеством заинтересовались в серьёзном издательстве «Чепмен и Холл» - и вот начинающий автор получает заказ на сочинение «историй с продолжением», бывших тогда в большой моде.

Диккенс молод, успешен, у него множество смелых планов на будущее. Даже расставание с Марией Биднелл, банкирской дочкой, в которую Чарльз был влюблён четыре года кряду, прошло благополучнее, чем могло бы - то есть он, разумеется, был страшно оскорблён, раздосадован и унижен отказом отца Марии выдать её замуж за сына банкрота, но нашёл в себе силы жить дальше. Весной 1836 года Диккенс женится на красавице Кэтрин Хогарт - он в приятельских отношениях с её отцом, журналистом и хорошим другом Вальтера Скотта. 25 марта 1837 года, когда королева Виктория только-только приступила к своему многолетнему правлению, молодая семья (Чарльз, Кэтрин и их первый ребёнок) въехала в дом под номером 48 по Даути-Стрит в Холборне - чтобы прожить здесь два с лишним года.

Дом с бирюзовой дверью

Сегодня дом Диккенса ничем не отличается от других на Даути-стрит: если бы не указатели, заботливо расставленные там и тут, можно было бы пройти мимо, не заметив скромной мемориальной плашки на кирпичном фасаде. Типичная георгианская постройка - пять этажей, тёмный кирпич, белая оторочка дверей и окон, терраса, узкие лестница. Дверь выкрашена краской приятного бирюзового цвета. Диккенс любил этот свой дом: он был здесь по-настоящему счастлив, находился тогда в расцвете своих сил, на подступах к великой славе. И когда в 1923 году строение вдруг решили снести, не иначе как призрак бывшего хозяина пришёл ему на помощь. Диккенсовское общество, основанное в 1902 году, отстояло постройку и выкупило право на землю - дом подновили и открыли в его стенах музей. Гуляя по комнатам, гость словно бы проживает все счастливые и трагические моменты совместной жизни Чарльза и Кэтрин. В те годы ещё ничего не предвещало многодетному (десять детей!) браку печального конца.

Здесь Диккенс сочинил «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Николаса Никльби» и «Оливера Твиста» (это на заметку авторам, которые пишут один роман по семь лет!), здесь начал работу над «Барнеби Радж». Работал он помногу, так и не сумев привыкнуть к достатку и опасаясь, что любой успех имеет свой срок годности. Память о долговой яме была такой же стойкой, как запах ваксы, поэтому Диккенс не ленился и не разбрасывался возможностями.

Вместе с молодоженами и их первенцем в дом на Даути-стрит перебралась Мэри, юная 17-летняя сестра Кэтрин. Такова была традиция во многих британских семьях той эпохи, когда незамужние барышни сплошь и рядом помогали своим старшим сёстрам вести хозяйство… Мэри была прехорошенькой и чем-то напоминала Диккенсу незабвенную сестричку Фанни. Он искренне привязался к девушке, но не позволял себе перейти границы дозволенного общения. Тем не менее, Чарльз проводил рядом с Мэри как можно больше времени, что же касается Кэтрин, то в то время она ещё относилась к подобным увлечениям мужа спокойно - верила в его любовь и, к тому же, была так загружена повседневным преодолением семейных сложностей, утомлена вечными беременностями, что, скорее всего, просто не имела сил и времени протестовать. Юная Мэри внезапно скончалась в 1837 году - когда Диккенсы вернулись из театра, ей внезапно стало плохо и после кратковременной горячки она умерла на руках Чарльза. Диккенс был безутешен. Память о Мэри запечатлена в образах многих диккенсовских героинь - в том числе Роуз Мэйли из «Оливера Твиста», Агнес из «Дэвида Копперфильда», малютка Нелл из «Лавки древностей» и т.д. Кроме того, Диккенсы назвали в честь безвременно ушедшей из жизни родственницы свою дочь Мэри, родившуюся здесь, в доме на Даути-стрит.

В доме том…

В музее, открытом для посещения каждый день (но только до 16-00: будьте внимательны!) сегодня показывают спальню Мэри Хогарт, а кроме того для осмотра открыто тринадцать помещений, включая обеденный зал, кухню, винный погреб, кабинет Диккенса, его гардероб и так далее. Среди самых ценных экспонатов музея значатся обручальное кольцо Кэтрин Хогарт, черновики Диккенса, его конторка, шпага и придворный костюм, а также знаменитая неоконченная картина Роберта Басса, иллюстратора «Пиквикского клуба», «Сон Диккенса» - где писатель изображён в окружении своих персонажей. Басс начал работу над этой картиной уже после смерти Диккенса.

На Даути-стрит любовно собраны письма Диккенса, его рукописи, личные вещи писателя и его близких. А в сувенирном магазине продают сумки и подушки, украшенные портретом классика, блокноты и чашки с цитатами из романов, магниты, спички и кошельки… Диккенсы покинули свой первый лондонский дом в декабре 1839 года - впереди их ждёт много свершений и много драм, рождение детей, мировое признание романиста, путешествия за океан, его связь с актрисой Эллен Тернан, раздельное проживание с Кэтрин, болезни, разочарование, смерть. Но всё это будет происходить уже в других домах, тогда как здесь, на Даути-стрит, навсегда сохранилась атмосфера счастья и предвкушения грядущего взлёта. В остальном - что тут скажешь! - дом как дом.