30.05.2019

«Соня из 7 Буээ»: остро заточенный взгляд одного человека

Интервью с автором школьного комикса в стихах, писателем и учителем литературы Алексеем Олейниковым

Интервью: Михаил Визель

Фото из фейсбука Алексея Олейникова

На фото: презентация в ходе фестиваля «ЛитераТула»

Одна из самых любопытных новинок детской программы книжного фестиваля «Красная площадь» - выпущенный издательством «Белая ворона» «рэп-комикс» Алексея Олейникова «Соня из 7 Буээ». Героиня которого, эта самая девочка Соня, описывает свои школьные будни слогом воистину лироэпическим:

И никто у доcки не спросит ответ,

не потребует сделать презентацию или проект:

на тему «В каком году племена из началки

сошлись в великой битве при раздевалке?»

Жаль, что не напишет никакой хронист

летопись седьмого б, царапая пером лист…

Мы спросили у Алексея Олейникова, школьного учителя и автора нескольких остроумных и актуальных детских книг, как он дошел до школьного рэпа.

Когда взрослый человек претендует на то, чтобы говорить с подростком на языке подростка, это порой оказывается довольно неуклюже и неловко - и для взрослого, и для подростка. Вы в этом смысле в привилегированном положении, потому что вы с предметом своего сочинения встречаетесь регулярно - в качестве школьного учителя. Вы отрабатывали эту книжку на своих учениках?

Алексей Олейников: Нет, на них не тестировал.

Но из чего же родилась эта книга? Разве не из вашего опыта учителя?

Алексей Олейников: Наверное, в какой-то степени из опыта учителя. Это такая история перевоплощений, потому что здесь есть некая лирическая героиня, которая создана моей фантазией. Конечно, у нее есть несколько прототипов. У кого-то внешность, у кого-то характер, у кого-то взгляд на жизнь. Это обычная, понятная история, как автор собирает своего героя.

А не «тестировал» я потому, что у меня такая позиция. Я особенно не пиарю свои тексты в школе, потому что, мне кажется, здесь некоторая ситуация не совсем этичная. Потому что, когда ты обращаешься к ним как учитель, тебе довольно сложно вступать в другие отношения с ними, допустим, как автор текста.

То есть вы опасаетесь, что они просто забоятся честно сказать: «Алексей Александрович, вы фигню написали».

Алексей Олейников: Нет, они довольно демократичны, они могут сказать. Но при этом они могут тактично и пожалеть. Поэтому я предпочитаю не смешивать две свои профессиональные области. В школе я учитель, мы разбираем и работаем с текстами других людей, но не с моими. А в других ипостасях я автор.

Понятно, что ваша героиня Соня - это образ собирательный; но вы ее задумывали как героиню нашего времени или как некого маргинала?

Алексей Олейников: Я бы не сказал, что сейчас существует «герой нашего времени». Это вообще некая умозрительная конструкция.

Ну, «типичный герой».

Алексей Олейников: И типичных не бывает. Сколько я ни наблюдаю детей, не бывает типичных. Можно сказать, что есть типы, можно сказать, что вот этот человек примерно похож на того человека, даже физиогномически и конституционально. Можно сказать, что у людей схожий темперамент. Но нет некоего героя как такового. Как Печорин или Онегин. Мне кажется, что и тогда это было лукавством. Тогда это был один из характерных типажей, который ухватил тот же Лермонтов и Пушкин. Но это не является доказательством того, что другие люди других типажей не были героями. Это всегда некоторое упрощение. Нет, Соня - это, наверное, один из типов детей, которые встречаются. Бывают такие дети. Конечно, подростки не все такие. Их миллион разных. Но мне было интересно подумать и представить, поговорить от имени такого человека.

Давайте от содержания обратимся к форме. Вы избрали форму рэпа или частушки.

Алексей Олейников: Если вы обратили внимание, там разная рифмовка и разные референсы стилистические. Там есть отсылки к разным стилям и разным авторам. То есть там есть Бродский, там есть Маяковский. Да, там есть рэп, потому что сейчас рэп на волне, и рэп - это одна из естественных музык нашего времени, довольно близкая подросткам. Если дети и не слушают активно, все равно они на волне этого. От них, естественно, «Песняры» гораздо дальше.

Рэп сейчас - это мейнстрим. Рэп вообще ни разу не маргинальная штука. В этом смысле, я в сторону скажу, что мне интересно, что будет дальше. Потому что если рэп стал мейнстримом, то какая другая музыка выйдет на поверхность? А она выйдет. Рэп - это время говорить. Сейчас время говорения. И рэп в этом смысле очень органичная форма, потому что она позволяет, она дает голос всем. Она позволяет говорить. Недаром в рэпе очень популярна такая штука, как «фиты» (feat.) Когда люди записываются - два человека вместе, три человека, пятьдесят. И у каждого есть пространство в общем пространстве этой длинной большой штуки, чтобы сказать свой куплет. Это очень органично в рэпе получается. Другие формы не позволяют таких вещей делать.

Но тем не менее, у вас не фит, у вас один голос.

Алексей Олейников: Да, это правда.

Не было соблазна, говоря вашей терминологией, чтобы встретились Соня и какой-нибудь мальчик, чтобы было двухголосие?

Алексей Олейников: Нет. Может быть, у меня возникнет вторая история, продолжение. Потому что здесь история довольно хитро сделана. С одной стороны, это такие веселые частушки про школьную жизнь. С другой стороны, там есть несколько других историй. История травли и история самого становления человека. И здесь пока нет места любви.

Я не говорю про любовь, я говорю про два разных взгляда на одну и ту же школу.

Алексей Олейников: Да, можно было бы. Но пока я сделал так. Мне хотелось сделать очень остро заточенный взгляд одного человека.

Такая книга, графический роман, - это плод активного взаимодействия автора текста и автора визуального облика. В данном случае - Тимофея Яржомбека. Как это происходило? Такой острый визуальный стиль без вашего ведома явно не мог обойтись.

Алексей Олейников: Я сразу задумывал это как некоторый графический комикс в стихах. Мне всегда интересно делать какие-то штуки, которые я раньше не делал. И какие-то пограничные штуки, потому что все самое интересное возникает на стыках. Как в минералогии, все самые интересные минералы растут на стыках двух пород. Внутри одного направления может возникнуть хорошая вещь, но для этого нужна большая традиция. А вот когда смешиваются... Сейчас вообще время эклектики.

Знаете, это говорят последние 150 лет.

Алексей Олейников: Культура - длинная штука.