02.06.2019

Гипербола ради истины

Министр культуры России Владимир Мединский прочел лекцию «Мифы и реальность исторического кино»

Владимир_Мединский_Фестиваль_Красная_площадь_2019
Владимир_Мединский_Фестиваль_Красная_площадь_2019

Текст: Андрей Васянин

Фото: Александр Корольков/РГ

Парни в белых мундирах по команде дирижера вскинули трубы - и начали с «Дня Победы», а потом пошли марши, вальсы... После этой живой музыки, исполненной приглашенным на фестиваль духовым оркестром Первого музыкального кадетского корпуса им. А. В. Александрова Московского государственного института культуры, в шатре «История Отечества» и появился министр.

Владимир Мединский - председатель Российского военно-исторического общества, соорганизатора работы площадки «История Отечества», но на книжном фестивале появился не только поэтому. «Книга и кино неразрывны, а в основе качественного исторического кино, как правило, лежит хорошая книга» - с этих слов и началась встреча министра и зрителей - читателей.

Историческое кино - история трудоемкая, требующая творческих усилий не только от актеров и режиссеров, но и ученых, инженеров, художников по костюмам и, конечно, авторов-сценаристов. Потому и снимать его гораздо тяжелее, чем артхаус, - говорил министр. И творческие усилия отечественных производителей отечественного кино в последние годы не проходят даром.

В топ-10 самых кассовых российских фильмов за последние 9 лет лидируют фильмы на исторические темы - и по количеству зрителей, и по сборам. На такое кино зритель стал ходить в два раза чаще, чем несколько лет назад, почти треть российской зрительской аудитории смотрит историческое кино.

Поддержка российского исторического кино - в числе главных социальных функций Министерства культуры, - говорил министр. - Мы так и просвещаем людей, и пропагандируем отечественную историю. И оказывается, что людям, судя, в том числе, и по сборам, история Евпатия Коловрата не менее интересна, чем история успехов наших спортсменов и история панфиловцев, и история жизни святителя Руси князя Владимира.

А знаете ли вы, кем служил писатель Борис Васильев, автор повести «А зори здесь тихие»? - публика в шатре ответа на вопрос Владимира Ростиславовича не знала. Оказывается, Васильев командовал женским батальоном. Основой для книги - а вслед за ней и фильма - стала история, когда немецкий десант вышел в советский тыл со спецзаданием и лишь случайно наткнулся на отдаленную заставу с несколькими ранеными красноармейцами во главе со стариком-сержантом. Наши приняли бой, задержали немцев до подхода основных сил и уничтожили почти всех немецких суперсолдат. И, как и в книге, все, кроме старика-сержанта, погибли. Васильев вместо раненых бойцов написал про девушек - потому что, наверное, знал, как те воюют. Насколько важна историческая правда, насколько должны художественные произведения соответствовать исторической правде - на этой проблеме министр культуры остановился отдельно. По его мнению, тут не стоит перегибать палку - кино все-таки творческий продукт, а для решения творческих задач прибегнуть к гиперболам, переосмыслить историческую правду ради усиления художественного эффекта — возможно.

- Режиссер великой «Баллады о солдате» Григорий Чухрай воевал - и, думаю, хорошо знал, что в 1941 году погон на советской форме не было, - говорил Мединский. - Но фильм предназначался для показа на Западе, где советского солдата-освободителя помнили с погонами на плечах.

Эсэсовцы в экранизации романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» изображены в черной форме - в то время как военнослужащие этих подразделений не носили ее с 1940 года.

- Но, согласитесь, так эффектнее, страшнее, - поделился впечатлениями министр культуры.

Разговор о соответствии художественного и реального продолжился в ответах Владимира Мединского на вопросы - после того, как министр рассказал о состоявшихся и грядущих премьерах российского исторического кино (речь шла о фильмах «Зоя», «Коридор бессмертия», «Союз спасения» и других). Отдельного разговора удостоился фильм «Братство» Павла Лунгина - но тут Владимир Ростиславович не согласился с упреками в исторических неточностях и преувеличениях. Тем более что сюжет фильма основан на мемуарах генерал-полковника Николая Ковалева, бывшего руководителя ФСБ, участника афганской войны.