04.06.2019

Псевдолотман: как читать Евгения Онегина

На «Красной площади» искали «ДНК поэзии»

Текст и фото: Александр Соловьев

Искусствовед Елизавета Трусевич комментировала отдельные фрагменты из "Евгения Онегина", в то время как актер Александр Новиков их зачитывал.

Филологическое медленное чтение и комментирование до сих пор часто вызывает нарекание публики. Обычно прибегают к пушкинской же формуле: "Поверить алгебру гармонией". Страх, что анализ и более строгое понимание текста каким-то образом убьет в нем гипотетическую душу - то, с чем приходится сталкиваться почти каждому филологу, который читает популярные лекции.

Наверное, полушутливое настроение, предложение "прочитать Онегина буквально" - идеальный формат для неподготовленной публики, тем более в сопровождении артистического чтения.

Частично лектор опиралась на Лотмана, частично на другие комментарии - но это был именно что комментарий. Задачей, очевидно, было продемонстрировать странность хорошо знакомого текста, увидеть его как в первый раз. Здесь пригодился и гаспаровский метод статистических подсчетов: в письме Татьяны местоимение "Вы" употребляется 12 раз, "ты" - 18. Кроме того, лекторы указали на параллельность писем Татьяны и Онегина, рассказали об истории фетиша ножек в XIX веке, о культуре денди и многом другом.

В финале Елизавета Трусевич прочитала стихотворение, которое Александр Новиков затем разобрал, пародируя буквалистскую трактовку литературных произведений. Впрочем, это объяснимо - встреча все же была развлекательной. А тот факт, что довольно случайным людям удалось предложить свежий взгляд на школьную классику - само по себе ценно.