Текст: Дарья Крутоголова
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
«Существует много премий, разнесенных по определенным жанрам. А премия Александра Пятигорского - скорее навигационная премия, премия за поиск новых смыслов, которые мы нащупываем в русскоязычном пространстве», — рассказала Ксения Голубович, литератор и председатель жюри премии за лучшее философское сочинение.
Она же подчеркнула, что основной принцип отбора произведений-лауреатов - обсуждение их с абсолютно разных сторон через призму видения людей разных профессий и взглядов. «Мы не фокусируемся на профессиональной принадлежности - мы читаем и хотим видеть то, что заставит не просто удивиться, но и крепко задуматься».
Ксению поддержала и другая член жюри, Елена Петровская, отметившая, что премия «вовсе не о предметных областях, а об исследовательских усилиях, которые преследуют люди из диаметрально разных ареалов». Отдельно между членами жюри завязалось обсуждение необычной и даже несколько провокационной книги, которая уже явно выходит в фавориты - «Рождение и смерть похоронной индустрии: от средневековых погостов до цифрового бессмертия» Сергея Мохова. «Эта книга не о ритуальных агентствах и не о методах захоронения - она о легком отношении к смерти, о чем в наше время пока еще стараются не говорить», — заметила философ Елена Петровская.
Все книги и все авторы, причастные к премии, становятся (если еще не стали) дискуссионными - в этом члены жюри видят признак того, что премия «раздвигает горизонты нашего пока еще закостеневшего сознания». «Есть много литературных премий, дающихся за хорошее владение слогом или умение интересно рассказывать — что важно для читающей публики, — однако премия Пятигорского даже не столько про книги, — заявил публицист Кирилл Мартынов, сделав акцент на том, что «смысл премии в том, чтобы выкапывать самые интересные находки и делиться ими с широкой публикой».