07.06.2019

Посторонний Ерофеев и денди Мариенгоф

На «Красной площади» рассказали о новых книгах про Анатолия Мариенгофа и Венедикта Ерофеева

презентация книг Елены Шубиной
презентация книг Елены Шубиной

Текст и фото: Дарья Щеглова

В Редакции Елены Шубиной в серии «Литературные биографии» вышли две новые книги. Презентация состоялась в последний день книжного фестиваля. Олег Демидов, поэт, критик, литературовед, преподаватель лицея НИУ ВШЭ, представил книгу «Анатолий Мариенгоф: Первый денди Страны Советов». Самая полная биография поэта-имажиниста на сегодняшний день. Книга развеивает мифы, которые успели пристать к фигуре поэта. Здесь опубликованы архивные материалы, неизвестные ранее, письма, фотографии.

Другая книга - «Венедикт Ерофеев: посторонний». Ее написали Олег Лекманов, Илья Симановский и Михаил Свердлов. На фестивале за коллектив авторов пришлось отдуваться Лекманову. Кстати, это первая биография Венедикта Ерофеева.

Авторы рассказали о том, как работали над созданием книг. Олег Демидов исследовал в первую очередь архивы поэта. Автор заострил внимание на том, что изданное сейчас - лишь малая часть творчества Мариенгофа. Демидов пообещал, что скоро мы увидим пьесы поэта-имажиниста.

Венедикт Ерофеев умер в 1990 году, многие его современники еще живы. Поэтому, создавая книгу о «постороннем», авторам довелось пообщаться с современниками писателя. «Это трудно, из каждого надо тащить информацию. Зато интересно». Лекманов рассказал о том, что благодаря Елене Шубиной у авторов книги была возможность поработать в семейном архиве Галины, невестки Венедикта Ерофеева и его официальной наследницы. Еще Лекманову удалось поговорить с дочерью Агнии Барто — Татьяной, с Андреем Битовым.

«Что значит «посторонний?» Ерофеев действительно был таким?» - поинтересовался ведущий. «Да, Ерофеев — это человек, который жил в системе, но был посторонним. У него даже паспорта не было. В сложную эпоху он делал то, что ему нравится». Обратились к Олегу Демидову, оказалось, что «стратегия постороннего» касается и Мариенгофа. После романа «Циники», который вышел в 28-м, на писателя обрушились с обвинениями в антибольшевизме.

Из зала прозвучал вопрос об известном маршруте Ерофеева, на что Лекманов отшутился: «Пожалуйста, только не пытайтесь повторить маршрут Москва — Петушки, мешая такие же коктейли, как герой Ерофеева». Этим презентация и закончилась.