Текст: Наталия Козлова
Иллюстрации: belpressa.ru
Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с издательским домом «Мир Белогорья»
Белгород упоминается в классической русской литературе в основном мимоходом, как бы между прочим. Оттого, пожалуй, его описание только ценнее.
Меловые горы и бублики
Иван Бунин, вероятно, не раз бывал проездом в Белгороде. Будущий лауреат Нобелевской премии родился в Воронеже, работал в Орле, гостил у брата в Харькове – всё знакомые белгородцу места.
В романе «Жизнь Арсеньева» – писатель работал над ним с 1927 по 1933 год – он упоминает наш город. Главный герой со своей возлюбленной Ликой едет в «малорусский город, куда переселился из Харькова брат Георгий», через Белгород:
«…За Курском, чем дальше, тем всё теплей, радостней. На откосе вдоль шпал уже густая трава, цветы, белые бабочки, в бабочках уже лето.
— …Смотри, смотри, какие громадные тополя! И уж совсем зелёные! Зачем столько мельниц?
— Ветряков, а не мельниц. Сейчас будут видны меловые горы, потом Белгород.
— Я теперь понимаю тебя, я бы тоже никогда не могла жить на севере, без этого обилия света.
Я опускаю окно. Тепло дует солнечный ветер, паровозный дым южно пахнет каменным углём. Она прикрывает глаза, солнце горячими полосами ходит по её лицу, по играющим возле лба тёмным молодым волосам, по простенькому ситцевому платью, ослепительно озаряя и нагревая его.
В долинах под Белгородом милая скромность празднично-цветущих вишнёвых садов, мелом белеющих хат. На вокзале в Белгороде ласковая скороговорка хохлушек, продающих бублики.
Она покупает и торгуется, довольная своей хозяйственностью, употреблением малорусских слов.
Вечером, в Харькове, мы опять меняем дорогу…»
Маргарита и великий поход
Михаил Булгаков создавал «Мастера и Маргариту» 12 лет. География романа – одна из любимых филологами и географами тем для исследований и горячих споров. Обычные же белгородцы, почитающие творчество Булгакова, просто благодарны мастеру за упоминание нашего города в романе:
«Некоего гражданина сняли с севастопольского поезда связанным на станции Белгород. Гражданин этот вздумал развлечь едущих с ним пассажиров карточными фокусами».
И ещё говорят, что Маргарита летала на Лысую гору именно в наши края.
В 1924 году Сергей Есенин создал поэму «Песнь о великом походе». Крупное произведение о тяжёлых временах для простого русского человека. Критики восприняли поэму противоречиво: одни восторгались и сравнивали со «Словом о полку Игореве», другие категорически не принимали произведение:
«…А за Белградом,
Окол Харькова,
Кровью ярь мужиков
Перехаркана.
Бедный люд в Москву
Босиком бежит.
И от стона, от рёва
Вся земля дрожит.
Ищут хлеба они,
Просят милости,
Ну и как же злобной воле
Тут не вырасти?..»
Бумбараш из Белгородского полка
Писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной Аркадий Гайдар в 1934 году жил в посёлке Ивня. Работал тут над повестями «Синие звёзды», «Бумбараш», «Военная тайна». В своих произведениях он часто упоминал Белгород:
«Было тогда нашей Марусе семнадцать лет. Напали на их городок белые… Вышла тогда Маруся за город. Луна светила. Шумел ветер. И раскинулась перед Марусей широкая степь… без волков. Волки тогда от стрельбы все по лесам попрятались. И подумала Маруся: «Убегу я через степь в город Белгород. Там стоит Красная Армия товарища Ворошилова. Он, говорят, очень храбрый. И если попросить, то, может быть, и поможет». А того не знала глупая Маруся, что не ждёт никогда Красная Армия, чтобы её просили…» – героиня рассказа «Голубая чашка» Маруся жила где‑то недалеко от Белгорода.
А Семён Бумбараш был солдатом Белгородского полка:
«И точно: канцелярия 7-й роты 120-го Белгородского полка сообщала о том, что рядовой Семён Бумбараш в ночь на 18 мая убит и похоронен в братской могиле.
– Быть этого не может! – упрямо повторил Бумбараш. – Я живой.
– Сами видим, что живой, – забирая письмо, всхлипнула Серафима…»
«В дни поражений и побед» – первая повесть Аркадия Гайдара, написана в середине 1920-х, автор тогда ещё не взял себе звучный псевдоним и подписывался настоящей фамилией Голиков:
«Но разве можно быть в чём‑нибудь уверенной в наше время. И вот обстановка сложилась так, что о какой‑либо поездке и думать не приходится. Опять наши отступают. Большевики заняли уже Белгород и двигаются ближе и ближе. Боже мой, какая это мука!
Опять приходится волноваться, переживать все ужасы сначала.
Счастливцы вы. Вам не приходится и не придётся испытать ничего подобного…»
И в весёлых рассказах про Лёвку Демченко – красноармейца, который и в разведку часто хаживал, и в секреты становиться вызывался, только был «вроде как с фокусом», тоже упоминается наш город. Цитировать тут часть рассказа бессмысленно, куда лучше прочитать целиком.
А ещё Белгород попал в сборник пословиц и загадок русского народа, который составил Владимир Даль (1862), и запечатлён на фотоснимках, которые считаются культовыми в истории фотографии. Это одни из первых цветных изображений, их сделал изобретатель и фотохудожник Сергей Михайлович Прокудин-Горский. При поддержке царя Николая II он создал уникальную коллекцию цветных фотографий достопримечательностей Российской империи.