10.09.2019

Лев Толстой: свой среди чужих, чужой среди своих

Путешествие в Ясную Поляну ко дню рождения писателя

Лев Толстой: свой среди чужих, чужой среди своих
Лев Толстой: свой среди чужих, чужой среди своих

Текст и фото: Максим Иванов

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой «Грани» (Новочебоксарск)

Из Константинова, родного села Сергея Есенина, рукой подать до главной российской литературной усадьбы, до знаменитого, как и сам хозяин, имения Ясная Поляна, в которой Лев Толстой прожил целых 50 лет. Мы направляемся туда. 340 км между усадьбами на автомобиле преодолеваются за 4 часа.

Ясная Поляна — магическое и величественное место для каждого россиянина. Там родились «Война и мир», «Анна Каренина», а граф из именитой и влиятельной семьи превратился в обыкновенного крестьянского мужика, отрекшегося не только от роскоши, но и от церкви, при этом имевшего огромное влияние как на своих современников, так и на последующие поколения.

Имение снова в женских руках

Особую атмосферу в имении сохранял более 20 лет прапра­внук писателя, директор музея Владимир Толстой. Сейчас имение в руках его супруги Екатерины Толстой. Впрочем, это и неудивительно: при жизни Толстого житейские заботы тоже лежали на женских плечах — супруги писателя Софьи Андреевны.

Ясная Поляна долгое время (увы, и поныне) остается классическим музеем-имением с домом, парком и мебелью, к которой близко нельзя подходить, газонами, на которые запрещено наступать, длинными очередями в единственную кассу. Из музея, который россияне считали нужным посетить хотя бы один раз в своей жизни, он должен превратиться в культурный центр: в сентябре этого года отмечается 190-летие (оригинальный текст опубликован в 2018 г. - Прим. ред.) со дня рождения писателя, и к этой дате завершатся грандиозные проекты — это центр приема посетителей с кафе и кассами, фестивальный центр с выставочными и конференц-залами, фондо­хранилище и реставрационные мастерские. Следующим летом усадьба серьезно преобразится. Зато у нас есть пока возможность поймать здесь тот самый яснополянский дух, который так ценили художники, писатели, последователи учения Толстого и многочисленные друзья семьи.

В молодости Толстой увлекался музыкой, светской жизнью и азартными играми. Из-за карточного долга пришлось отправиться на Кавказ. Два года Лев Николаевич провел на военной службе на Кавказе, участ­вовал в обороне Севастополя. Но военная карьера не задалась, и писатель оставил ее.

Толстой не сразу осел в Ясной Поляне. Несколько лет путешествовал по Европе, много писал. В возрасте 34 лет женился на 18-летней Софье Берс. С тех пор до самой смерти прожил в Ясной Поляне. В семье родились 13 детей, пятеро скончались в детстве.

В лихие революционные годы усадьбу не разграбили и не сожгли. Это не дали сделать местные крестьяне в знак уважения к своему помещику. Музей был создан в 1921 году. Первыми директорами стали дочь Александра и сын Сергей. В Ясной Поляне 45 дней хозяйничали фашисты. К тому времени многие экспонаты были эвакуированы в Томск. Отступая, немцы подожгли усадьбу, но пожар быстро потушили. Музей снова заработал в мае 1942 года.

Граф, ставший крестьянином

Чтобы попасть в дом-музей Толстого, нужно пройти по Прешпекту, так называли в семье Толстого живописную аллею, которая заложена предками писателя еще в 1800 году. Дед Толстого в два ряда посадил березы. В 70-е годы часть их погибла, говорят, виной тому стали выбросы химкомбината, находящегося недалеко от Ясной Поляны в поселке Щекино. Аллею обновили, она и сегодня одна из главных достопримечательностей. На территории имения четыре пруда, четыре яблоневых сада и огромный огород с парниками.

В последний, несмотря на то что придется отдельно заплатить за вход, непременно стоит сходить. Там вы увидите уникальную подземную теплицу, которую своими руками построил Лев Толстой, а также русские парники из бревен, уложенных глубоко в землю. У Толстых плодоносили в кадках персик, вишня, лимон. Когда-то Толстые выращивали кофе, смешивали с высушенными корнями цикория и возили в Москву на продажу. Сейчас в огороде растут гранаты, инжир, персики и кофе.

Каждый хочет изменить мир, но никто не желает изменить себя

В самом доме вся обстановка сохранена такой, какой ее оставил Лев Николаевич, навсегда покинув усадьбу в 1910 году перед смертью. В доме 40 тысяч экспонатов, и все они подлинные. Есть и складной стульчик, который на прогулки брал Толстой. Каждый день ходил пешком 12 км. Будучи уже довольно старым, упражнялся с гирями, ездил верхом.

Последние 25 лет жизни Лев Николаевич полностью отказался от мяса, поэтому Софья Андреевна придумывала специальные рецепты блюд. Книгу с рецептами можно купить в музейном киоске. Супруга писателя следила не только за питанием, но и за режимом дня и создавала в доме все условия, чтобы Лев Николаевич мог творить. Разлад в семье случился за несколько лет до смерти писателя. Софья Андреевна терпеливо выносила причуды мужа — его желание одеваться в мужицкую одежду, вегетариан­ство, но не могла смириться с тем, что Лев Николаевич в своем завещании отказывался от гонораров за книги и просил детей сделать то же самое. Толстой желал спасти мир, а супруга хотела обеспечить детей и дать им образование.

Он завещал похоронить себя в Ясной Поляне на краю оврага без православных обрядов. Жена волю мужа исполнила. Так что, если будете в имении, поклонитесь зеленому холмику на краю оврага в конце одной из аллей. Граф, ставший крестьянином, гениальный писатель, не превзойденный никем, был прав: чтобы быть великим, не обязательно носить золото и окружать себя роскошью.

Оригинал статьи: газета "Грани"