24.09.2019
Живая классика

Год с «Живой классикой», или Чему не учат в школе

Итоги Международного гуманитарного педагогического форума «Живая классика» 

Текст: Марина Аверина

Фото: Живая классика

23 сентября в Санкт-Петербурге завершился IV Международный гуманитарный педагогический форум «Живая классика», собравший более 300 учителей, библиотекарей и представителей департаментов образования из 85 регионов России и 60 стран мира.

Сегодня «Живая классика» - это не только детский литературный конкурс, но и настоящее читательское сообщество, которое пропагандирует продвижение русского языка и русской культуры среди подростков, живущих за рубежом. А еще «Живая классика» - это серия образовательных программ не только для детей, но и для педагогов, это обучающие вебинары для учителей, которые проходят на протяжении всего года. Проект «Живая классика» уже объединил миллионы людей, а


Международный педагогический гуманитарный форум стал для 40 тысяч преподавателей и библиотекарей одним из самых значимых мероприятий.


 
 «Для меня педагогический форум - это огромный заряд для дальнейшей работы, причем не только в отношении конкурса «Живая классика», но и в повседневной работе с детьми. Здесь можно почерпнуть очень много интересной информации, идей, найти ответы на вопросы и поучиться у лучших педагогов страны», - делится эмоциями от форума куратор из Красноярского края  Ангелина Совирк.
 
В 2018 году крупнейший литературный проект страны конкурс «Живая классика» был удостоен премии «Сделано в России».
«Масштабы и скорость распространения «Живой классики» по нашей планете приближается к скорости света! И это не может не радовать, ведь идея продвижения русского языка через художественную литературу так важна сегодня. Я знаю, что на форуме присутствуют представители из Великобритании, США и ряда других стран, с которыми у России на внешнем политическом поприще разные отношения, но могу с уверенностью сказать, что гуманитарная повестка форума, его культурная составляющая способствует нашему объединению. Сейчас можно с уверенностью говорить о том, что «Живая классика» станет брендом России», - считает Антон Четвертков, директор Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства просвещения РФ.
 
Педагогический форум - это площадка для новых встреч, знакомства и обмена мнениями и знаниями. Так, в этом году в ряде регионов прошли международные телемосты. Идея такого общения так понравилась педагогам и подросткам, что они с удовольствием откликнулись на  предложение  закрепить дружбу между школами-побратимами.
 
«Занимаюсь конкурсом «Живая классика» пятый год и с уверенностью могу сказать, что этот литературный проект дает детям шанс погрузиться в русскую культуру, глубже окунуться в изучение русского языка, кроме того, у подростков есть шанс выйти на сцену и попробовать себя в новом амплуа. На форум приезжаю уже второй раз, мне здесь нравится, так как здесь черпаешь много новых идей и знаний», - рассказала участница Форума из США Татьяна Щёлокова.
В этом году к проекту «Живая классика» впервые подключились книжные магазины, которые помогали школьникам сориентироваться в мире современной детской литературы. Впрочем, найти свое произведение - действительно непросто, поэтому организаторы конкурса решили создать уникальную  программу индивидуального подбора книг для подростков. Ответив на вопросы несложного теста, ребенок получит результат - идеально подходящее ему произведение, которое наверняка ему захочется прочитать.
 
Может ли школьная классика быть интересной сегодня или пора сдавать ее в архив - на форуме обсуждали темы порой революционные, разрушающие популярное представление об общем образовании. Цель одна - вдохновить педагогов,  поменять привычный ход мыслей, разрушить шаблоны и предложить новые образовательные возможности.
 
«Хороший учитель - это тот, кому ты доверяешь. Он обладает теми же возможностями, что и ученик, ведь доступ к ресурсам одинаков, и при этом педагог знает, как этими ресурсами пользоваться. Это касается цифровых средств, это касается информации. Учитель может быть равный ученику, но при этом он медиатор и навигатор процесса. Самое страшное для педагога «закапсулироваться» в каком-то мире своих взглядов, поэтому так важно для учителя постоянно видеть разное, пополнять чем-то новым свою копилку приемов и лайфхаков общения с детьми», - считает писатель, автор книги «Другая школа» Александр Мурашёв.
 

В прошлом сезоне педагоги ГИТИСа совместно с Институтом им. Бориса Щукина на региональных этапах отобрали 96 талантливых чтецов, 7 из которых стали студентами разных театральных вузов страны.


В этом году сотрудничество продолжится. Председателем жюри конкурса «Живая классика» в 2020 году станет народный артист РФ, ректор Театрального института им. Бориса Щукина Евгений Князев. Он совместно с актерами театра и кино Сергеем Горобченко и Андреем Носковым специально для участников форума устроил мастер-класс.

Чтецы «Живой классики» - невероятно талантливые дети. А у некоторых, как у настоящих звезд, есть свои фан-клубы. В 24 регионах России и 6 странах  было организовано 30 фан-зон.

Следующий год для «Живой классики» знаковый, это будет год подготовки к юбилею. В 2021 году самый масштабный литературный проект страны отметит свое десятилетие!

«Мы следим за судьбой каждого ребенка из «Живой классики». Я думаю, что всем будет интересно посмотреть, что получилось и как этот проект на детей действительно повлиял. Я хочу пригласить всех победителей конкурса, начиная с 2011 года, всех наших членов жюри и сделать настоящий спектакль, и я мечтаю, чтобы он прошел в Кремлёвском дворце», - говорит учредитель конкурса и президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова.
 
Казалось бы, невыполнимая раньше задача увлечь подростков чтением - решена. Ежегодно в конкурсе принимает участие более 2,5 миллиона школьников. Теперь дело за взрослыми. «Живая классика» объявляет конкурс для кураторов и педагогов, которые тоже могут соревноваться в выразительном чтении текстов. Итогом акции станет Всероссийский день чтения вслух в 2021 году.
 
Международный гуманитарный педагогический форум «Живая классика» проходит под патронатом Министерства просвещения и с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Генеральный партнер проекта - компания «Норникель», генеральный спонсор - ГК «Просвещение».
Партнеры форума - Российский педагогический университет им. Герцена, Московский педагогический университет (МПГУ), Президентская библиотека им. Ельцина, Театральный институт имени Бориса Щукина.