25.09.2019
БлОговещенск

#гретатунберг. Андрей Зализняк о прекраснодушных дилетантах

Грета Тунберг — шведская школьница, которая из экологических соображений стала пропускать учебу по пятницам, а теперь произнесла с трибуны ООН пламенную речь. Все хорошо, если бы не одно «но»…

Грета Тунберг — шведская школьница, которая из экологических соображений стала пропускать учебу по пятницам, а теперь произнесла с трибуны ООН пламенную речь. Все хорошо, если бы не одно 'но'...
Грета Тунберг — шведская школьница, которая из экологических соображений стала пропускать учебу по пятницам, а теперь произнесла с трибуны ООН пламенную речь. Все хорошо, если бы не одно 'но'...

Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ (использовано фото с commons.wikimedia.org)

Крупнейший российский лингвист, научными методами доказавший подлинность «Слова о полку Игореве», в одной из своих речей доступно объяснил, как ученый опознает подделку, и описал, как обычному человеку не попасться на удочку фальсификатора. Впрочем, это применимо не только в лингвистике - ведь Андрей Анатольевич утверждал ценность научного подхода как такового.

  

«Мне хотелось бы высказаться в защиту двух простейших идей, которые прежде считались очевидными и даже просто банальными, а теперь звучат очень немодно:

     1) истина существует, и целью науки является ее поиск;

     2) в любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он действительно профессионал, а не просто носитель казенных титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант.

     Им противостоят положения, ныне гораздо более модные:

     1) истины не существует, существует лишь множество мнений (или, говоря языком постмодернизма, множество текстов);

     2) по любому вопросу ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного. Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин неправ, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке.

     Это поветрие — уже не чисто российское, оно ощущается и во всем западном мире. Но в России оно заметно усилено ситуацией постсоветского идеологического вакуума.

     Источники этих ныне модных положений ясны: действительно, существуют аспекты мироустройства, где истина скрыта и, быть может, недостижима; действительно, бывают случаи, когда непрофессионал оказывается прав, а все профессионалы заблуждаются. Капитальный сдвиг состоит в том, что эти ситуации воспринимаются не как редкие и исключительные, каковы они в действительности, а как всеобщие и обычные».

Из речи, озаглавленной «Истина существует» и произнесенной при принятии Солженицынской премии в 2007 году