14.11.2019
Новости «Книги года»

На Культурном форуме прошел круглый стол к 100-летию Гранина

Михаил Сеславинский вручил Гран-при конкурса «Книга года» за воспоминания о писателе, а профессор из Лондона рассказал о «замороженной» социальной памяти, которую Гранин размораживал

Во-время-круглого-стола-в-рамках-VIII-Санкт-Петербургского-международного-культурного-форума_12
Во-время-круглого-стола-в-рамках-VIII-Санкт-Петербургского-международного-культурного-форума_12

Текст: Ольга Штраус, РГ/Санкт-Петербург

Фото: Александр Земляниченко (ТАСС)/culturalforum.ru

Круглый стол «Выдающиеся гуманисты России: Даниил Гранин» стал одним из центральных событий Международного культурного форума в его первый день.

Перед началом разговора руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский вручил дочери писателя Марине Чернышевой-Граниной награду "Книга года", которой она удостоена за сборник воспоминаний "О Данииле Гранине».

- Даниил Гранин - не только писатель, но и философ, общественный деятель, с кем все мы сверяем свою гражданскую и нравственную позицию, - подчеркнул он.

В год столетия писателя, который объявлен в России Годом Гранина, прошла целая серия мероприятий, посвященных ему, напомнил директор Фонда имени Лихачева Александр Кобак. В частности, этот фонд изготовил специальную памятную медаль. Два первых экземпляра ее были вручены президенту Российского книжного союза Сергею Степашину и Владимиру Григорьеву, заместителю руководителя Роспечати.

Марина Чернышева-Гранина рассказала о событиях юбилейного года, особо остановившись на зарубежных мероприятиях, так как именно их организация, по ее словам, представляла наибольшие трудности. Тем не менее научно-практические конференции, которые состоялись в России и Германии, а также конференция во Франции собрали большое количество участников, среди которых - российские и зарубежные читатели и почитатели петербургского/ленинградского писателя.

Вспоминая, как Даниил Гранин впервые приехал в послевоенную Германию в 1956 году, а потом - его легендарное выступление в Бундестаге в 2014 году, она заметила:

- Мой отец прошел путь от солдата-победителя до человека, который сделал шаг к тому, чтобы наши народы смогли примириться, не растеряв памяти о той войне. Он нашел новые пути к примирению, выразил новые чувства в отношениях двух стран. Выступая в Бундестаге, он не брал на себя политические оценки, он никого не обвинял. Он просто рассказал о том, как его земляки-ленинградцы пережили блокаду. И это оказалось сильнее самых ярких выступлений. Ему семь минут аплодировали стоя.

Президент Российского книжного союза Сергей Степашин назвал несколько цифр, характеризующих культурный марафон "Все грани Гранина", завершающийся в этом году: прошло 40 мероприятий, 27 спикеров выступили в дискуссиях, посвященных творчеству писателя, 3500 книг передано в сельские библиотеки. В школах всех 85 регионов страны прошли многочисленные "Уроки Гранина".

- Памяти о юбилярах свойственно "бронзоветь", - сказал редактор журнала "Звезда" Яков Гордин. - Но мне жаль тех, кто будет воспринимать Гранина только как памятник, и я откровенно завидую тому литературоведу, кто возьмется за труд написать исследование о жизни и творчестве этого писателя. Он, как никакой другой, был человеком непрерывно развивающимся. Даниил Гранин 50-х годов и Гранин 90-х, 2000-х - это совсем разные культурные фигуры. Его история - это судьба нашей страны. Он шел по пути к абсолютно честной оценке реальности, что при его положении и статусе было непросто.

Фото: Александр Земляниченко (ТАСС)/culturalforum.ru

Профессор Сорбонны Элен Мэла сказала, что французские читатели знают лишь четыре книги Даниила Гранина. Но сейчас все надеются и очень ждут, что во Франции будут переведены и изданы "Блокадная книга" и "Мой лейтенант". Запрос на литературу такого рода во Франции очень велик, поскольку в обществе не утихает интерес ко Второй мировой войне, а жанр "романа голосов", в котором написана "Блокадная книга", особенно привлекает читателей.

Профессор Лондонской школы экономики и политической науки Владислав Зубок (Великобритания), автор фундаментальной монографии о Дмитрии Лихачеве, не раз встречавшийся с Даниилом Граниным, отметил:

- Есть коллективная социальная память. И Дмитрию Лихачеву, и Даниилу Гранину пришлось иметь дело с "замороженной" социальной памятью, активировать, размораживать ее, заниматься ее оживлением.

И в этом исследователь видит непреходящую заслугу писателей перед современниками и последующими поколениями.

Источник: "Российская газета"