Текст: Фёдор Косичкин
Фото: Александр Земляниченко (ТАСС)/culturalforum.ru
«Поэт променял золотую лиру свою на скрипучее перо журналиста», - укоряли Пушкина современники. Имеет ли смысл такое резкое противопоставление в наши дни? Когда каждый владелец аккаунта в соцсетях может стать и писателем, и журналистом, а элегантное «постправда», кажется, окончательно вытеснило грубое «недостоверная информация»? На непраздный вопрос в рамках общественного потока Форума в актовом зале Экономического факультета (что можно счесть символическим совпадением) при большом стечении народа искали ответы люди, кое-что понимающие и в журналистике, и в литературе — писатели, журналисты (и преподаватели) Александр Архангельский, Павел Басинский, Дмитрий Быков, а также «примкнувшие к ним» писатель Алексей Варламов («в миру» - ректор Литинститута) и Михаил Визель - не только шеф-редактор «Года Литературы», но и действующий переводчик художественной литературы. Вела разговор Ядвига Юферова - заместитель главного редактора «Российской газеты» и член Литературной академии, т.е. жюри «Большой книги». Что тоже не случайно: "Российская газета" выступила организатором дискуссии, чья тема была озаглавлена в программе "Журналистика как литература".
Дмитрий Быков начал с резкого заявления, что есть темы, которые слишком важны и слишком страшны, чтобы писать о них «красиво» - они заслуживают серьезного и честного, досконального журналистского разбора. И привел в качестве отрицательного примера роман Сергея Самсонова «Держаться за землю», посвященный вооруженному противостоянию на Донбассе. Впрочем, о документальном романе Прилепина «Некоторые не попадут в ад», про который уж никак не скажешь, что он написан умозрительно, Быков говорить отказался еще более решительно. На что Алексей Варламов не без сарказма заметил, что Быков и Прилепин могут не переносить друга друга, но их книги выходят в одной и той же редакции АСТ - Редакции Елены Шубиной, и это замечательно:
так и должно быть в литературе, что художественное превалирует над политическим - чего, естественно, не может быть в журналистике.
А как ректор Литинститута он убежден, что литературное образование необходимо и журналистам, и писателям - а как именно будет использован навык работы с текстом, будет зависеть от конкретной ситуации.
Монтаж: Александр Шансков / РГ
Михаил Визель, опираясь на свой опыт повседневной работы, журналистской и литературной, обратил внимание на произошедшую инверсию:
журналистские заметки, писавшиеся как однодневные (о чем и говорит сам корень jour в слове «журналистика»), с развитием интернета оказываются вмурованы в виртуальную вечность, а художественные книги, пишущиеся в расчете на вечность, из-за огромного перепроизводства исчезают из продажи уже через год-полтора.
Павел Басинский призвал современных начинающих сочинителей не отгораживаться от самых печальных и даже шокирующих проявлений актуальности: Достоевский ходил на процесс по делу Нечаева и написал «Бесов». Но, признал автор документальных романов про Толстого и Горького, в отличие от времен Достоевского, сейчас эти шокирующие факты сменяют друг друга с еще более шокирующей быстротой, и как с этим быть - пока непонятно. С чем в той или иной форме согласились все участники разговора.
На правах модератора, а также отвечая на вопросы из зала о цензуре, о идеологии, о падении уровня компетентности журналистов, разговор подытожила Ядвига Юферова: